Виртуалистика 
Аретея 
Сообщество 
Виртуальная жизнь 
   Ресурсный центр 
      Библиотека 
   Новости-Обновления 
      Семинар "Виртуалистика" 
      Проекты 
      Технологии ВР 1995 
      Виртуальная реальность 1997 
      Виртуальная психология 2000 
      Виртуалистика 2001 
      1-ые Носовские чтения 2004 
      Виртуалистика 2005 
      IV Рос.философ.конгресс 2005 
      2-ые Носовские чтения 2006 
      3-и Носовские чтения 2008 
      Конф.Генезис категории ВР 2008 
      Филос.Вост.Единоборств-2010 
      4-ые Носовские чтени- 2010 
      Конструирование человека-2011 
      5-ые Носовские чтения-2012 
      6-е Носовские чтения-2014 
      1-я Конфененция памяти Я.Чеснова-2015 
      7-ые Носовские чтения-2016/17 
      2-я Конфененция памяти Я.Чеснова-2017 
      3-я Конфененция памяти Я.Чеснова-2019 
         Пролегомены 
         Словарные статьи 
            Виртуалистика 
            Виртуальная реальность (ВР) 
            Виртуальность 
            Психологическая ВР 
         Труды ЦВ ИЧ РАН 
            Словарь виртуалистики Вып. 7 
               Словник 
                  А - И 
                  К - С 
                  Т - Ю 
               Appendix 
            Не-виртуалистика. Вып. 12 
            Манифест... Вып. 15 
         Рефераты 
            Труды ЦВ 1990 - 2001 
            Н. Носов Вып. 18 
            Э. Асадуллин_Вып. 19 
            О. Анисимов Вып. 20 
            А. Михайлов Вып. 22 
            Я. Чеснов Вып. 23 
            Партитура виртуоза Вып. 24 
            Г. Юрьев и соав. Вып. 25 
         Труды ИГВ ИФ РАН 
            Медиц. и нов. технологии 
            Философ.науки 2007, № 8  
            Я. Чеснов Вып. 27 
            М. Пронин и Г. Юрьев Вып. 28 
            Я. Чеснов Вып. 29 
            М. Пронин Вып.34 
            М. Пронин Вып. 35 
         Статьи 
         Тезисы 
   Интернет-магазин 
Виртуалистика в жизни 
подписаться
отписаться


 Виртуальная жизнь > Новости-Обновления > 3-я Конфененция памяти Я.Чеснова-2019 > Труды ЦВ ИЧ РАН > Словарь виртуалистики Вып. 7 > Словник > Т - Ю

Носов Н.А. Словарь виртуальных терминов // Труды лаборатории виртуалистики. Выпуск 7, Труды Центра профориентации. – М.: "Путь", 2000. – 69 с.

Nosov N.A. Dictionary of Virtual Terms // Works of the Laboratory of Virtualistics. Vol. 7. – Moscow, “Put'”, 2000. – 69 pp.

Т - Ю

Третья степень гратуала – см. Интенсивность вир­туала.

Третья степень ингратуала – см. Интенсивность виртуала.

Треугольная  модель  –  принцип  порождения (разворачивания) виртуальной реальности из фрагмента константной реальности (см. собь).

Феномен выполненности – явление уверенности в выполненности на самом деле не совершенной процеду­ры.

Феномен множественности талантов – есть много типов способностей (талантов), на каждом из которых можно строить траекторию развития ребенка. Для каждо­го из этапов виртолюции человека характерен свой набор свойств таланта: телесные таланты, сознаниевые, лич­ностные и т.д.

Феномен невыполненности – явление уверенности в невыполненности на самом деле совершенной процеду­ры.

Феномен неразличения – явление уверенности в вы­полнении одной процедуры при совершении другой про­цедуры.

Феномен перескакивания ступени развития – воз­можность построения синомичной соби при несиномичной развитости базовой соби.

Феномен смены типа развития – с изменением типа соби кардинально изменяется тип психического развития человека.

Феномен соположения реальностей – расположе­ние событий разных реальностей в единый ряд событий как однородных.

Феномен удвоения реальности воли – возникнове­ние различения человеком своего и чужого волевого дей­ствия.

Примерно в 16-17 лет возникает новая виртуальная реальность: реальность воли, собь воли, воля. пони­ маемая в виртуальном смысле. Благодаря возникновению феномена удвоения реальности воли, человек теперь может сам ставить себе экзистенциальные, жизненные задачи, выступая как существо, которое может само управлять своей жизнью, выполнять поставленные перед собой как личностью задачи. До 16-17 лет ребенок не ставил перед собой жизненных задач. У человека до 16-17 лет нет задач своего жизнеустройства, он пассивно участвует в строительстве: либо по жизни его ведут взрослые, либо делает выбор из представляемого ему набора ситуаций. А в 16-17 лет возникает способность самому ставить и выполнять жизненные задачи, возмож­ность выбирать сами наборы жизненных ситуаций. Воз­можность самому реализовывать поставленные задачи, прилагать волевые усилия для решения поставленной задачи и есть свидетельство возникновения реальности воли. Примерно к 21 году человек полностью осваивает реальность воли, к этому времени возникает феномен удвоения реальности воли. Теперь человек хорошо отли­чает свою собственную волю от чужой воли и может к чу­жой воле соответствующим образом относиться.

Как и в случае с другими виртуальными реальностя­ми, собь воли может оказаться неразвитой или сверхраз­витой. Неразвитость заключается в том, что человек не овладевает полностью реальностью воли и, оставаясь на уровне развития более ранних виртуальных реальностей, оказывается неспособным не только к самостоятельному принятию волевых решений, но и к подчинению воли дру­гого человека, т.е. неспособным к реализации каких-либо волевых решений. Например, человек на всю жизнь так и остается мечтателем и прожектером. Сверхразвитость заключается в том, что кто-то другой (например, волевая мама) берет на себя функцию принятия волевых реше­ний. В этом случае человек более-менее добросовестно и последовательно выполняет решения, принятые другим человеком, но самостоятельно не способен их вырабаты­вать.

Феномен удвоения реальности личности – возник­новение различения человеком своей уникальности в от­личие от уникальности другого человека.

У ребенка 10-11 лет уже явственно возникают эле­менты реальности личности, т.е. с этого возраста он мо­жет переживать некоторые события как личностно значи­мые. По отношению к ребенку до 10 лет можно совершить резкое поведение (наказать, накричать и т.п.) и тут же пе­рейти к душевному контакту. Он тут же "забывает" про ваше резкое поведение, даже если оно нанесло ему ущерб (отняли игрушку, книжку). Он душевно реагирует на взрослого в данный момент времени, для него нет чело­века в будущем и прошлом. Его легко обманывать, по­скольку для него нет вненастоящего времени, т.е. посто­янства или сохранности личности. Он, конечно, помнит, что вы его вчера обманули, но готов обманываться и се­годня.

Ребенок с 13-14 лет воспринимает негативное пове­дение взрослого как личное оскорбление: долго его пере­живает либо игнорирует взрослого, чтобы не восприни­мать поведение взрослого как личностное. Другими сло­вами, подросток может игнорировать взрослого, даже собственного родителя, и, более того, может отказывать взрослому в статусе его (взрослого) личностного суще­ствования. Такого, конечно, до сих пор, до возникновения феномена удвоения реальности личности, не было.

Но есть еще одна внутренняя причина противоречи­вости, и в том числе негативизма, поведения подростка:

подросток узнает сферу личности в процессе столкнове­ния с нею. Через столкновение с действительностью про­исходило освоение реальностей телесности и сознания. Ребенок до трех лет (до возникновения феномена удвое­ния реальности телесности) осваивает действительность через собственные синяки и слезы, а после трех лет – че­рез относительно безболезненный контакт с нею; он уже не падает с лестницы, не берет горячий утюг. Ребенок до 7 лет осваивает (до возникновения феномена удвоения реальности сознания) действительность через усилия по овладению взрослыми типами поведения: столкновение с сознанием взрослого, воспитывающего и учащего ребен­ка, и через собственные травмы при изучении конструк­ции машины, магнитофона и т.д.

Подросток осваивает реальность личности так же: че­рез опыт употребления личностного поведения. Он еще не знает, что такое нанести обиду, оскорбить, не выпол­нить собственное обещание и проч. И через совершение такого рода поступков ищет границы собственной лич­ности В этом смысле значительная часть поступков под­ростков начальной стадии подросткового периода являет­ся не собственно личностной, а пробующей. И в контакте с действительностью, через собственные травмы, под­росток находит себя, собь личности. Конечно, в этот пе­риод взрослому нужно быть особенно чутким к подростку, чтобы различить пробующее поведение от целенаправ­ленного.

Но подросток осуществляет пробующее поведение не только по отношению к другим людям, но и по отношению к себе. И по отношению к себе подросток тоже иногда бы­вает излишне беспощаден, а иногда слишком снисходи­телен.

Основания поведения подростка 13-15 лет совершен­но иные, чем людей другого возраста, даже если внешне это одинаковое поведение. Ребенок до трех лет может проявлять жестокость к детям и животным потому, что невыделенность психической реальности телесности не позволяет хорошо различать живое и неживое. Поэтому он может общаться с другим ребенком как с куклой, не­вольно причиняя боль. Ребенок до 7 лет может проявлять жестокость в силу невыделенности реальности сознания еще плохо различая свое и чужое сознание. Семилетка, ударяя другого ребенка и не чувствуя при этом боли, вполне естественно полагает, что боль и не возникает. Такой ребенок, нанося удар, не подозревает, что удар сопровождается болью другого ребенка. Подросток, осо­бенно после возникновения феномена удвоения лич­ности, хорошо понимает, что причиняет боль другому че­ловеку или животному, но ему важно почувствовать гра­ницу допустимости: момент возникновения боли или мо­мент возникновения невыносимой боли, или недопусти­мость поведения, приносящего боль.

Конечно, в своих поисках подросток может перейти все границы как в отношении к другим людям, так и в от­ношении к самому себе. И здесь очень важно чтобы де-виантное, отклоняющееся поведение не стало приносить удовольствие, чтобы то же причинение боли не преврати­лось в самоцель. Хотя, для превращения девиантного поведения в регулярное, есть много оснований: получе­ние чувства власти, получение поддержки такого поведе­ния от других подростков и взрослого, реализация или сублимация чувства мести и т.д.

Собственно, с подросткового периода у человека по­является возможность строить собственный виртуальный мир. Подростковая аутизация, уход в свой виртуальный мир, может проявляться самым разным образом: в уходе в себя, в избыточно развитом воображении, несговорчи­вости, упрямстве, пренебрежении окружающими и т.д.

Неразвитость соби личности заключается в задержке человека на уровне личности, проявляющейся в культи­вировании внутреннего мира, в избегании ситуаций тре­бующих принятия волевых решений, в стремлении закон­сервировать тип жизненной ситуации, в которой человек находится. Сверхразвитость заключается в излишне ран­нем  овладении  взрослыми  формами   поведения (выражающееся чаще всего в демонстрации негативных аспектов жизни взрослых: курение, распитие алкогольных напитков и т.п.) и/или переходу к самостоятельной жизни (зарабатыванию денег, противоправному поведению и т.п.).

Феномен удвоения реальности сознания – возник­новение различения человеком своего и чужого сознания.

Примерно с трех лет у ребенка начинает формиро­ваться собственное сознание и примерно к семи годам возникает феномен удвоения реальности сознания. Это означает, что ребенок способен отделить собственное сознание от сознания другого человека. Если до сих пор ребенок воспринимал чужие мысли, чужие состояния как свои собственные и, соответственно, свои мысли и со­стояния переносил на внешние предметы, то теперь он хорошо различает, где собственные мысли и состояния, а где – не его. Возникновение феномена удвоения реаль­ности сознания, т.е. возникновение соби сознания, созна­ния, означает готовность ребенка к школьному обучению, поскольку ребенок способен различать свое сознание от сознания другого человека. Наличие собственного созна­ния и собственной телесности дает возможность ребенку строить общие модели мирозданья, общества, семьи и проч.

Примерно в 7 лет возникает феномен удвоения ре­альности сознания, являющийся итогом развития элемен­тов сознания в предыдущие годы. С 7 лет ребенок – уже сознательное существо, и со временем лишь совершен­ствует свое владение сознанием, что происходит пример­но до 11-13 лет.

Неразвитость соби сознания заключается в слабом освоении этой реальности, что проявляется в нечеткости различения своего и чужого сознания, в неспособности к полноценному школьному обучению, в асоциальности поведения, связанном со спонтанной реализацией своих внутренних образов, в отсутствии способности управлять своими образами и т.п. Сверхразвитость соби сознания заключается в преждевременном освоении взрослого личностного типа поведения: отношений между людьми, отношения к быту, отношения к школьному обучению как уже не важному и не интересному и т.п.

Феномен удвоения реальности телесностивоз­никновение различения человеком своего тела и других материальных тел.

С виртуальной точки зрения, генезис человека можно представить как порождение новых видов соби. Новорож­денный обладает совершенно виртуализированной пси­хикой. Примерно до трех лет генезис ребенка заключает­ся в овладении собственной телесностью. Ребенок овла­девает своим телом и окружающим его миром в про­странственно-телесном отношении. К трем годам ребенок настолько хорошо овладевает пространственно-телес­ными отношениями (научается говорить, ходить, управ­лять своим телом), что они перестают быть для него про­блемой. С трех лет уже возможна отработка специальных телесных навыков (лепка, рисование, игра в конструктор и т.п.), и генезис ребенка теперь заключается в освоении реальности телесности (телесной соби) и в овладении элементами порождающейся реальности сознания (соби сознания). Собственное индивидуальное сознание появ­ляется у ребенка примерно к семи годам.

С виртуальной точки зрения, для младенца его телом, его собственностью является весь мир.

Поскольку ребенок не отличает себя от внешней и внутренней среды, то он вместе с этими средами являет­ся одним целым. Ребенка как отдельного существа еще нет (это только взрослый знает, что вот это тельце есть нечто особое, нежели все остальное в мире). Сам ребе­нок не знает где кончается его тело и сфера восприятия и где начинается "не он".

К трем годам ребенок уже четко различает, где его тело, а где "не он". При этом, там где "не он" – это не только внешняя среда, но и внутренняя. Ребенок после трех лет может а) реагировать на раздражители внутри организма как на локальные раздражители, а не генерализованные, в том числе различать телесные ощущения от психических и б) может отличить раздражители вне его тела от раздражителей, возникающих внутри его тела. В этом смысле можно говорить об явлении удвоения телес­ности – ребенок выделяет собственное тело из всех дру­гих предметов.

Генезис ребенка до трех лет заключается в овладе­нии собственной телесностью и девиртуализации единой (физическо-психически-родовой реальности). С психоло­гической точки зрения здесь происходит возникновение представления о телесности (вещах, предметах, их отно­шениях, в том числе – о собственном теле), в отличие от предшествующего времени, когда была одна единая те­лесность (реальность). Появление новой психической ре­альности – реальности собственной телесности (телесной соби) – в отличие от единой – названо нами "феноменом удвоения реальности телесности". Речь идет именно о психической реальности, а не только о явлении выделе­ния собственного физического тела из окружающей сре­ды, поскольку ребенок начинает отличать события в соб­ственной телесности от событий, происходящих на уров­не смыслов, а не только физических явлений.

Появление первых элементов новой соби, в соот­ветствии с принципом меланжевой нити, практически не заметно, но постепенно она становится ведущей, вытес­няя предыдущую. Процесс "ухода" из сферы виртуаль­ности предыдущей соби есть ее девиртуализация, т.е. переход в статус константной реальности.

Генезис человека относительно процесса девиртуа­лизации отдельной соби заключается в том, что до воз­никновения феномена ее удвоения, т.е. до ее девиртуа­лизации, человек овладевает этой собью как новой для себя, а после ее девиртуализации он ее осваивает как уже привычную, лишь расширяет сферу владения этой реальностью, уже без качественного сдвига во взаимоот­ношениях с этой реальностью. Новая собь, точнее, ее элементы появляются тогда, когда человек еще продол­жает процесс активного овладения предыдущей реаль­ностью. В принципе, процесс овладения любой реаль­ностью может продолжаться всю жизнь.

Каждая следующая виртуальная реальность порож­дается предыдущей виртуальной реальностью, ставшей константной, после возникновения феномена удвоения предыдущей виртуальной реальности. Первые проявления новой виртуальной реальности мы называем в даль­нейшем появлением элементов новой виртуальной ре­альности, чтобы различить процесс появления новой ре­альности и ее полноценное существование.

Феномен удвоения реальности телесности, т.е. появ­ление телесной соби, в полной мере возникает примерно к трем годам. До трех лет идет постепенное овладение телесностью. У разных детей процесс удвоения реаль­ности телесности происходит по-разному: у одних детей быстрее, у других медленнее, у одних детей в основном через эмоционально-двигательный контакт со взрослым (когда ребенка, тискают, нянчатся с ним, носят на руках), у других детей – через операционально-двигательный контакт (когда ребенка усиленно учат сидеть, стоять, хо­дить) и т.д. Способ овладения реальностью телесности в значительной мере определяется взрослым.

Телесная собь может оказаться неразвитой или сверхразвитой.

Неразвитость соби телесности приводит к появлению в той или иной мере задержки психического развития, а в крайних случаях – к остановке психического развития ре­бенка. Одним из проявлений неразвитости телесности является так называемый госпитальный синдром.

Сверхразвитость соби телесности возникает при слишком активном отношении взрослого к ребенку (часто считающегося проявлением любви к нему), ограничи­вающим собственную активность ребенка. Прежде всего, это проявляется в том, что ребенка слишком много носят на руках, слишком оберегают от столкновений с действительностью, в том числе – и с другими детьми, которые, не дай Бог, могут причинить неудобства любимому чаду. В таком случае взрослый принимает на себя функцию дет­ской телесности, становится как бы специальным позна­вательным органом ребенка, и поскольку взрослый уже все знает в отношении телесности, то он является как бы сверхразвитым органом телесности, обладающим созна­нием, личностью и волей. Ребенок, имея такой сверхраз­витый орган (телесность с элементами сознания, лич­ности и воли), не имеет нужды в развитии, его собствен­ное развитие приостанавливается.

Дело в том, что благодаря взрослому, выполняющему все желания ребенка и охраняющему от столкновений с действительностью, у ребенка не появляется чувства размеров пространства, поскольку взрослый, как волшеб­ник, тут же выполняет желания ребенка, и нет ощущения разнесенности предметов в пространстве, а тем самым -нет выделенное™ в полной мере себя из пространства. Когда такому ребенку нужно нечто сделать, он ожидает, что его желание само реализуется и желаемый предмет появится в руках. Такие дети интеллектуально развиты, но капризны, несговорчивы, спонтанны, плохо управляе­мы. У них способность желания и способность опериро­вания с предметами развита хорошо, а способность к до­стижению цели развита плохо. Если такого ребенка по­просить что-нибудь сделать, он сделать это может только если его заинтересовали это сделать, иначе он будет ка­призничать и сопротивляться, что является плохой осно­вой для дальнейшего его обучения и развития.

Взрослый в определенный момент, считая, что ребе­нок уже вырос, отказывается от такой своей функции, и ребенок отбрасывается в своем развитии назад. И беда здесь не только в упущенном времени, а в том, что ко времени отказа взрослого от того, чтобы быть частью ре­бенка, последний переходит на следующий уровень свое­го развития, когда основной развивающейся реальностью является уже не телесность, а сознание. Собственная телесность ребенка тем самым остается неразвитой и недостаточно подготовленной к обеспечению возникно­вения реальности сознания.

С точки зрения теории психологических виртуальных реальностей, негативизм в поведении детей трехлетнего возраста есть следствие неадекватных требований взрослых к ребенку. У ребенка уже произошел феномен удвоения реальности телесности и он перешел к новому типу отношений с миром, в том числе и с родителями -имея собственную телесность, ребенок осуществляет уже в определенной степени и собственное поведение. Если взрослый сохраняет свое старое отношение к ребенку как младенцу, возникают конфликты.

На самом деле, кризис в жизни ребенка взрослый своими действиями может создать в любое время, а не только в три, пять, семь и т.д. лет, как это считается в детской психологии. Для создания кризиса достаточно не учитывать особенности генезиса ребенка.

Феномен удвоения реальности человека – возник­новение различения человеком в себе внутреннего и внешнего человека.

Примерно в 28 лет возникает феномен удвоения ре­альности человека. Примерно к 25 годам все реальности нижележащего уровня (телесности, сознания и т.д.) в их сочетании хорошо осваиваются человеком, и он стано­вится собственно взрослым человеком. Но развитие че­ловека идет дальше, и примерно с 25-26 лет начинает возникать ощущение себя как принадлежащего какому-то объемлющему целому: профессии, своему роду, чему-то трансцендентному и т.д. К сожалению, в научной психоло­гии вопрос развития человека в возрасте после 17 лет очень плохо проработан, но в религиозной традиции есть специальное понятие для обозначения той реальности, которая возникает лет в 25-26 и к 28 годам полностью формируется. Это понятие внутреннего человека. Воз­никновение внутреннего человека и есть с виртуальной точки зрения феномен удвоения реальности человека, есть появление соби внутреннего человека. С 28 до при­мерно 33 лет человек осваивает реальность внутреннего человека, относящегося уже к уровню духовного бытия, и переходит к развитию в этой духовной реальности. Чело­век, существующий в духовной сфере, большинством окружающих людей, не перешедших в духовную реаль­ность, воспринимается как человек не от мира сего. Тако­выми обычно являются ученые, поэты, музыканты, хотя никаких профессиональных ограничений не существует -человек любой профессии может стать таковым.

Неразвитость соби внутреннего человека проявляет­ся в том, что он никогда так и не почувствует нечто не от мира сего, а сверхразвитость – в том, что человека слиш­ком рано приобщают к трансцендентным реальностям: мистике, йоге, профессиональным таинствам (художе­ственным, научным и т.д.). Как правило, сверхразвитость соби внутреннего человека приводит к психическому сло­му человека, если не включить его в социальные органи­зованности, обеспечивающие функционирование сверх­развитости человека (например, в религиозную общину).

Дальнейшее развитие человека уже совершенно не связано с возрастными особенностями. Виртуальные ре­альности следующих уровней возникают не имманентно, т.е. вследствие природных законов, как это было до сих пор, а являются результатом целенаправленной работы человека над собой и в этом плане не зависят от воз­раста человека.

Фрагментарность виртуала – фрагментарность основы построения виртуального образа. У человека, на­ходящегося в виртуале, появляется ощущение какой-то отделенности, отдельности частей своего тела от себя (в таком случае говорят, например, о том, что руки не слу­шаются или же, наоборот, руки все делают сами). По­скольку виртуал есть отражение характера актуализации лишь данного актуализирующегося образа, а не всей жиз­ни, то человек в объективных терминах описывает не все­го себя в целом (как в эмоции или стрессе – "я испугался", "я обрадовался" и т.п.), а лишь те части самого себя, ко­торые участвуют в выполнении этого акта ("жар" в голове, а не жар, например, лихорадочный, не "я свеж и бодр", а "руки опережают мысль" и т.п.), хотя само переживание захватывает всего человека целиком. Иначе говоря, вир­туал порождается фрагментом человеческой деятель­ности, а переживается всем человеческим существом.

Человек-виртуал – человек, один из образов которо­го развернулся в виртуальную реальность, в которую он полностью перешел (т.е. человек ушедший в свою вирту­альную реальность) и которая стала для него константной реальностью, т.е. человек, находящийся на третьей ста­дии виртуализированности образа. Человек-виртуал становится человеком-консуеталом относительно новой реальности его существования.

Человек-консуетал – человек, у которого нет авто­номных виртуальных образов.

Человек-оператор (от лат. operator – творец) – чело­век, внутри себя спонтанно творящий свой виртуальный мир; человек, находящийся на второй стадии виртуали­зированности образа относительно образов его кон­стантной реальности, консуетальных образов. Для чело­века-оператора характерно наличие в психике операцио­нальных виртуалов.

Человек-эвентум (от лат. eventum – событие, проис­шествие; внешнее свойство, случайный признак обстоя­тельства) – человек, у которого автономный виртуальный образ разворачивается в виртуальную реальность только в определенных ситуациях, обстоятельствах; человек, находящийся на первой стадии виртуализированности образа относительно образов его константной реаль­ности, консуетальных образов. Для человека-эвентума характерно наличие в психике ситуационных виртуалов.

Эффект бинокля – эффект восприятия фрагмента реальности как полноценной реальности.

Эффект гравитации – ощущение тяжести и неприят­ности нахождения в константной реальности после на­хождения в гратуале.

Юноша – человек, имеющий в качестве константной реальности подростка и в качестве виртуальной реаль­ности волю.

* * *

119992, Москва, Россия, Волхонка 14/1 строение 5, Центр Виртуалистики Института человека РАН



Разработано yans.ru