Виртуалистика 
Аретея 
Сообщество 
Виртуальная жизнь 
   Ресурсный центр 
      Библиотека 
   Новости-Обновления 
      Семинар "Виртуалистика" 
      Проекты 
      Технологии ВР 1995 
      Виртуальная реальность 1997 
      Виртуальная психология 2000 
      Виртуалистика 2001 
      1-ые Носовские чтения 2004 
      Виртуалистика 2005 
      IV Рос.философ.конгресс 2005 
      2-ые Носовские чтения 2006 
      3-и Носовские чтения 2008 
      Конф.Генезис категории ВР 2008 
      Филос.Вост.Единоборств-2010 
      4-ые Носовские чтени- 2010 
      Конструирование человека-2011 
      5-ые Носовские чтения-2012 
      6-е Носовские чтения-2014 
      1-я Конфененция памяти Я.Чеснова-2015 
      7-ые Носовские чтения-2016/17 
      2-я Конфененция памяти Я.Чеснова-2017 
      3-я Конфененция памяти Я.Чеснова-2019 
         Пролегомены 
         Словарные статьи 
            Виртуалистика 
            Виртуальная реальность (ВР) 
            Виртуальность 
            Психологическая ВР 
         Труды ЦВ ИЧ РАН 
            Словарь виртуалистики Вып. 7 
               Словник 
                  А - И 
                  К - С 
                  Т - Ю 
               Appendix 
            Не-виртуалистика. Вып. 12 
            Манифест... Вып. 15 
         Рефераты 
            Труды ЦВ 1990 - 2001 
            Н. Носов Вып. 18 
            Э. Асадуллин_Вып. 19 
            О. Анисимов Вып. 20 
            А. Михайлов Вып. 22 
            Я. Чеснов Вып. 23 
            Партитура виртуоза Вып. 24 
            Г. Юрьев и соав. Вып. 25 
         Труды ИГВ ИФ РАН 
            Медиц. и нов. технологии 
            Философ.науки 2007, № 8  
            Я. Чеснов Вып. 27 
            М. Пронин и Г. Юрьев Вып. 28 
            Я. Чеснов Вып. 29 
            М. Пронин Вып.34 
            М. Пронин Вып. 35 
         Статьи 
         Тезисы 
   Интернет-магазин 
Виртуалистика в жизни 
подписаться
отписаться


 Виртуальная жизнь > Новости-Обновления > 3-я Конфененция памяти Я.Чеснова-2019 > Труды ЦВ ИЧ РАН > Словарь виртуалистики Вып. 7 > Словник > К - С

Носов Н.А. Словарь виртуальных терминов // Труды лаборатории виртуалистики. Выпуск 7, Труды Центра профориентации. – М.: "Путь", 2000. – 69 с.

Nosov N.A. Dictionary of Virtual Terms // Works of the Laboratory of Virtualistics. Vol. 7. – Moscow, “Put'”, 2000. – 69 pp.

К - С

Ковиртуальностьпребывание в единой виртуаль­ной реальности при взаимодействии людей друг с другом.

Константная реальность – понятие, вводимое в со­поставлении с виртуальной реальностью. Константная реальность – привычная реальность, в которой происхо­дит обычный, привычный ряд событий, переживаемый человеком привычным образом.

Первичные эпизодические переходы в реальность более высокого уровня переживаются человеком гратуально – как необычные, непривычные, экстатические со­бытия. Но после того, как человек достаточно хорошо овладеет этой реальностью, переживания, происходящие в ней, становятся привычными, т.е. консуетальными, сама реальность становится константной, а гратуалы он пере­живает от переходов в новую, более высокую реальность. В качестве примера такого перехода можно привести процесс профессионального роста. Ингратуалы возника­ют при переходе в виртуальную реальность более низкого уровня, например, когда человек вынужден выполнять деятельность значительно более простую, чем та, на ко­торую он способен.

Консуетал – 1) ощущение в самообразе субъективной нормальности протекания осуществляемой человеком деятельности, Консуетал переживается, ощущается че­ловеком как обычное событие, относящееся к тому типу психологической реальности, в которой "в норме" живет человек. В отличие от консуетала, виртуал переживается как необычное психологическое событие. Консуетал – это нормальное, естественное, нерефлексируемое состояние человека, такое же нормальное как и ощущение давления атмосферного столба. Следует подчеркнуть, что консуетал – это не обязательно спокойное состояние. Консуе-тальным может быть любое психическое переживание, каким бы сильным или важным самим по себе оно ни бы­ло. Дело не в интенсивности, а в том, что виртуал всегда переживается как выход за рамки обычной жизни, а все, что не выходит за эти рамки, является консуетальным, даже если переживания ввергли человека в обморок.

Метод актуальной аттракции – способ привлечения внимания человека к совершаемой в данный момент про­цедуре.

Метод аттракции – аретическая работа с консуетала-ми, заключающаяся в привлечении внимания (аттракции) человека, неосознанно совершающего неадекватное дей­ствие, к этому действию. Метод аттракции разработан для борьбы с ошибками в нормативной профессиональ­ной деятельности

Метод восполнения соби – способ аретеи наруше­ний психического развития детей, заключающийся в "мгновенной" синомии неадекватно сформированных в онтогенезе  виртуальных  реальностей;   разработан Т.В.Носовой, может применяться к широкому кругу аномий.

Метод иконического консуетала – способ аретеи посттравматического стрессового расстройства, заклю­чающийся в девиртуализации анемичного зрительного об­раза; разработан А.Н.Михайловым, может применяться к широкому кругу аномий.

Метод консуетального дыхания – способ аретеи бронхиальной астмы, заключающийся в девиртуализации аномичных образов дыхания и обеспечении консуеталь-ности эти образов: разработан А.Н.Михайловым, может применяться к широкому кругу аномий.

Метод ретроспективной аттракции – способ привле чения внимания к уже совершенной процедуре.

Метод "форсаж" – акупунктурный способ аретеи ал­коголизма. заключающийся в девиртуализации алкоголь­ных виртуальных образов и синомии телесной соби; раз­работан Ю.Т.Яценко, может применяться к широкому кру­гу аномичных образов.

Методика абстрактных фигур – методика моделиро­вания и изучения феноменов выполненности и невыпол­ненности.

Методика "авиагоризонт" – методика моделирова­ния виртуалов, в основе которой лежит необходимость мгновенной актуализации самообраза.

Методика "быстрочтение" – методика исследования виртуального времени, в основе которой лежит необхо­димость работать одновременно на двух психических уровнях.

Методика "виртуальный лабиринт" – методика, предназначенная для определения степени девиртуали­зации виртуальной реальности телесности, для опре­деления возникновения феномена удвоения телесности. Методика разработана Т.В.Носовой.

Ребенку дают карандаш. В присутствии ребенка на листе бумаги рисуется лабиринт (см. рисунок). Инструк­ция: "Это (указывая на линию) – очень высокие стены, че­рез которые невозможно перелезть и сквозь которые нельзя пройти. Стены все поворачиваются и поворачи­ваются, образуя длинный, извилистый коридор. Здесь стоит девочка (в центре, в месте начала линии рисуется девочка), а здесь – воздушный шарик (вне лабиринта ри­суется воздушный шарик). Девочке нужно взять шарик.

Помоги ей, пожалуйста, добраться до шарика. Проведи дорожку для девочки по этому лабиринту".

Есть три типа выполнения задания: 1) дорожка ри­суется внутри лабиринта, не пересекая стены, доводится до шарика; 2) дорожка рисуется хаотичными кругами, пе­ресекающими стены, и не доводится до шарика, иногда возвращается к девочке; 3) дорожка рисуется от девочки к шарику, напрямую, пересекая стены (см. рисунок).

Различимость реальностей (наличие феномена удво­ения реальности телесности) ведет к выполнению за­дания по первому типу. Если к шести годам ребенок вы­полняет тест по второму или по третьему типу, то это свидетельствует о проблемах психического развития, о затруднении процесса девиртуализации реальности те­лесности.

Для ребенка, из собственного опыта знающего о не­возможности прохождения сквозь стены, при обращении к мыслимому, представляемому процессу, т.е. осуществля­емому в реальности сознания, невозможно соотнести две реальности – телесности и сознания. И в плане воображе­ния, "мышления" все становится возможным, законы су­ществования там иные, нежели в реальном мире. Соот­ношение реальностей для ребенка невозможно.

В процессе освоения реальности сознания ребенок все более уверенно начинает различать реальность со­знания и реальность телесности, реальность мыслимого и физического, что и ведет к сознаванию "условностей", к возможности оперировать с реальными предметами на мыслимом уровне, с сохранением всех свойств реальных предметов.

 

(рисунок в обработке)

Первый способ выполнения методики "виртуальный лабиринт"

 

(рисунок в обработке)

 

Второй способ выполнения методики "виртуальный лабиринт"

 

(рисунок в обработке)

Третий способ выполнения методики "виртуальный лабиринт"

 

 

Методика переключении – методика моделирования и изучения феномена неразличения.

Методика "полирефлексивное интервью" – мето­дика опроса, направленная на получение описаний вир-туалов в профессиональной деятельности, заключающая­ся в последовательном многократном опросе участников инцидента с интерпретацией каждым респондентом мне­ний предыдущих респондентов.

Методика прямоугольников – методика изучения ос­воения дошкольником соби сознания, а также – способ снятия феноменов Пиаже.

Методика "рефлексивная игра" – методика иссле­дования виртуалов в условиях образования общего для двух испытуемых психического поля.

Младенец – человек, имеющий в качестве констант­ной реальности новорожденного и в качестве виртуаль­ной реальности – телесность.

Непривыкаемость виртуала – сколько бы раз виртуал ни возникал, каждый раз он переживается как необыч­ное и непривычное событие.

Неразвитость соби – невозникновение в полной ме­ре уровня соби, соответствующего возрасту человека.

Новорожденный – человек, имеющий в качестве кон­стантой реальности тело рода (матери, семьи, в пределе – всего человечества) и в качестве виртуальной реаль­ности – собственный организм, тело.

Объективированность виртуала – способ выраже­ния своих виртуальных переживаний. О чем бы человек ни говорил – об изменениях в протекании деятельности, о наплыве чувств, о затемнении сознания и т.п. – он говорит о себе не как об активном начале, от которого исходят эти события, эти мысли, эти действия, а как об объекте, кото­рого охватывают мысли, переживания, действия. Рассказ идет о том, что происходит с человеком, о том, чему он оказывается подвластным.

Операциональный виртуал – автономный вирту­альный образ, разворачивающийся совершенно спонтан­но и независимо от ситуации; характеризует вторую ста­дию виртуализированности человека. Человек, находя­щийся на этой стадии называется "человек-оператор".

Овладение собью – включение в пользование эле­ментов новой, возникающей соби.

Освоение соби – после возникновения соби и овла­дения некоторой ее частью в достаточной степени проис­ходит расширение сферы этой соби, собственно ее осво­ение, уже без возникновения принципиально новых эле­ментов психики.

Ошибка – один из видов отклонений от нормативной деятельности. Чтобы неверное действие можно было счи­тать ошибкой, нужно чтобы человек, совершивший это действие, обладал свободой воли, личности, сознания и телесности (иначе это действие является вынужденным, пробующим, спонтанным или недействием), при этом (при наличии свободы воли, личности, сознания и телесности) человек должен иметь достаточную силу воли выполнить действие правильно (иначе это будет слабоволием), иметь личное намерение выполнить действие правильно (иначе это будет преступлением), иметь знания о том (осознавать), что является правильным действием (иначе это будет заблуждением) и физически уметь выполнять действие правильно (иначе это будет неумением)

Такое определение ошибки делает природу ошибки виртуальной, поскольку переводит механизм ошибки в иную реальность, виртуальную реальность, где относи­тельно константной реальности нет проблемы свободы и несвободы совершения действия.

Первая степень гратуала – см. Интенсивность вир­туала.

Первая степень ингратуала – см Интенсивность виртуала.

Подросток – человек, имеющий в качестве констант­ной реальности дошкольника и в качестве виртуальной реальности личность.

Принцип матрешки – возможность свертывания и развертывания виртуальных и константных реальностей друг в друга.

Принцип меланжевой нити – постепенность замены одной соби другой собью в генезисе виртуального чело­века.

Псевдодействие – действие, переживаемое челове­ком как целостное (т.е. ожидаемое – актуализируемое -достигнутое) действие, но являющееся результатом со­пряжения взаимно-дополнительных фрагментов из раз­ных смежных действий; несмотря на то, что псевдодей­ствие является аномальным – совокупностью двух фраг­ментов разных действий, – в самообразе оно переживается консуетально, как нормально протекающая деятель­ность.

Самообраз – динамический образ, в котором отража­ется процесс актуализации образа. Самообраз, в отличие от образа (и близких ему понятий, таких как: план, функ­циональный орган, когнитивная карта, паттерн, энграмма и т.д.) отражает в психике ее же текущие, актуальные со­стояния. В самообразе, в отличие от образа самого себя, представлено не все содержание психики (мировоз­зрение, самооценка и т.д.), а только выполняемый акт деятельности, независимо от того является ли этот акт внешним или чисто психическим. Самообраз – это табло, на котором отражено текущее, актуальное состояние раз­ворачивающегося образа. Если "образ" и близкие ему по­нятия вводились в психологический оборот для описания свойств психического отражения внешнего мира, то поня­тие самообраза важно прежде всего с точки зрения идеи отражения в психике состояний психических же образова­ний. Ощущения характера протекания, актуализации пси­хических процессов в самообразе и есть виртуальные пе­реживания, и эти переживания образуют виртуальную реальность.

Сверхразвитость соби – владение способами пове­дения, относящимися к более высокому уровню соби, чем тот, на котором человек находится.

Связанный виртуальный образ – это образ, возни­кающий на выполняемой человеком деятельности и без ее выполнения возникнуть не может (см. автоном).

Синомия – 1) взаимосогласованность виртуалов; 2) процедура аретеи, заключающаяся во взаимосогласова­нии виртуальных реальностей разного уровня или фраг­ментов одной виртуальной реальности.

Ситуационный виртуалавтономный виртуальный образ, разворачивающийся только в определенных ситу-циях; характеризует первую стадию виртуализирован-ности человека. Человек, находящийся на этой стадии, называется "человек-эвентум".

Собь – виртуальная реальность, посредством которой человек самоидентифицируется.

Виртуал порождается. как разворачивание одного об­раза в целую реальность, собь образуется совокупностью имеющихся у человека виртуалов, ставших консуеталами, а поэтому не переживаемых как особые реалии. Приме­ром соби являются виртуальная реальность телесности, виртуальная реальность сознания и проч. Виртуалы пе­реживаются как события на фоне консуетальных состоя­ний, собь – как естественное качество человека: тело, сознание, личность и т.п. Понятие виртуала фиксирует акт необычного функционирования образа, понятие соби – результат генезиса реальности.

Рассмотрим пример образования соби. Обучаясь пе­чатанию на машинке, человек сначала овладевает дви­жениями каждого пальца – первоначально правильное отработанное движение пальца доставляет гратуальные переживания, затем вся совокупность движений пальцев становится консуетальной – образуется "машинописная" собь человека. После этого человека начинает получать гратуалы уже не от каждого пальца в отдельности, а от работы этой соби. Моделью образования виртуалов яв­ляется перевернутая "елочка", означающая разворачива-ние одного элемента константной реальности в самостоя­тельную виртуальную реальность.

Моделью образования соби является "слоеный пи­рог", означающий, что совокупность объектов виртуаль­ной реальности образуется как совокупность виртуалов.

Данная модель образования виртуальной реальности называется "треугольной моделью", поскольку принци­пом появления и существования виртуальной реальности является разворачивание элемента константной реаль­ности в полноценную реальность. В случае виртуала раз­ворачивается один элемент константной реальности в виртуальную реальность, в случае соби много элементов константной реальности разворачиваются в виртуальные реальности, совокупность которых образует собь.

(рисунок в обработке)

Образование виртуала

 (рисунок в обработке) 

Образование соби

 

Эта модель является не теоретической, а онтологи­ческой, т.е. определяющей то, что существует. Аналогич­но тому как атомизм задает существование атомов, энер­гетизм – существование энергий и т.п. Онтологические схемы применимы для любых дисциплин. Например, атом в физике – это предельно неделимый элемент материи, атом в биологии – это клетка, атом в психологии – это ас­социация. В качестве онтологической ученый может вы­бирать любую схему, например, психолог может быть атомистом   (ассоциативная   психология),   холистом (гештальт-психология), функционалистом (функциональ­ная психология). На основе одной и той же онтологи­ческой модели могут строиться разные теоретические модели как в рамках разных дисциплин, так и в рамках одной и той же, например, в качестве атомов в психоло­гии могут браться разные объекты: в ассоцианизме – это ассоциации, в бихевиоризме – комплекс "стимул-реакция", в психологии творчества – способности.

На основании "треугольной модели" могут быть по­строены различные теоретические модели.

Термин "собь", на наш взгляд, очень удачно обозна­чает способ самоиндивидуации человека. Приведем справку из Этимологического словаря М.Фасмера.

Собственный – производное от др-русск., цслав. собьство "свойство", своеобразие, сущность", собие "существо", собина "собственность, имущество", соб­ственность, особа, собь "собственность, сущность", соби-ти "присваивать, приобретать". Образовано от др.-русск. собе.

Особа – ст.-слав. особь, др.-русск. особе. Из о-себе или о-себе, особа – особенный; руск.-цслав. собь "свое­образие, особенность, свойство, собъство "особенность"; др инд. sabha "собрание сельской общины".

Собъство – цслав. свобство, праслав. sveboda, свобо­да, слобода (свободное поселение) где svobb от свой.

Совершенный человек – обобщенное название для виртуальных уровней человека, располагающихся между внутренним человеком и абсолютом, предельной реаль­ностью.

Спонтанность виртуала – неожиданность и ненаме­ренность возникновения виртуала. Никто в своих описа­ниях не говорит о точном моменте возникновения данного события. Нет временной границы довиртуального и вир­туального режима, как, впрочем, и нет грани виртуального и послевиртуального режима. Всегда идет речь о себе уже в новом режиме. Возникновение виртуала не контро­лируется сознанием и не зависит от воли (намерений и желаний) человека. Другими словами, человек никогда не говорит о том, как возник у него данный режим, и фикси­рует лишь то, что он в нем уже находится, т.е. переход из консуетала в виртуал и обратно не фиксируется челове­ком – он всегда либо "здесь", либо уже "там".

Степень виртуализированности образа – степень выделенности виртуала из константной реальности. Ис­ходная (нулевая) степень виртуализированности образа - связанный виртуал, первая степень – ситуационный вир­туал, вторая – операциональный виртуал, третья – новая виртуальная реальность (виртуальный образ разворачи­вается в виртуальную реальность, в которую человек пе­реходит и которая становится для него константой реаль­ностью). У конкретного человека разные образы могут иметь разную степень виртуализированности.

Стадия виртуализированности человека – степень вовлеченности человека в виртуальные переживания. Стадия виртуализированности человека соответствует степени виртуализированности образа. Есть три стадии виртуализированности человека: исходная (нулевая) - человек-консуетал, первая – человек-эвентум, вторая -человек-оператор, третья – человек-виртуал.

* * *

119992, Москва, Россия, Волхонка 14/1 строение 5, Центр Виртуалистики Института человека РАН



Разработано yans.ru