Виртуалистика 
Аретея 
Сообщество 
Виртуальная жизнь 
   Ресурсный центр 
      Библиотека 
   Новости-Обновления 
      Семинар "Виртуалистика" 
      Проекты 
      Технологии ВР 1995 
      Виртуальная реальность 1997 
      Виртуальная психология 2000 
      Виртуалистика 2001 
      1-ые Носовские чтения 2004 
      Виртуалистика 2005 
      IV Рос.философ.конгресс 2005 
      2-ые Носовские чтения 2006 
      3-и Носовские чтения 2008 
      Конф.Генезис категории ВР 2008 
      Филос.Вост.Единоборств-2010 
      4-ые Носовские чтени- 2010 
      Конструирование человека-2011 
      5-ые Носовские чтения-2012 
      6-е Носовские чтения-2014 
      1-я Конфененция памяти Я.Чеснова-2015 
      7-ые Носовские чтения-2016/17 
      2-я Конфененция памяти Я.Чеснова-2017 
      3-я Конфененция памяти Я.Чеснова-2019 
         Пролегомены 
         Словарные статьи 
            Виртуалистика 
            Виртуальная реальность (ВР) 
            Виртуальность 
            Психологическая ВР 
         Труды ЦВ ИЧ РАН 
            Словарь виртуалистики Вып. 7 
               Словник 
                  А - И 
                  К - С 
                  Т - Ю 
               Appendix 
            Не-виртуалистика. Вып. 12 
            Манифест... Вып. 15 
         Рефераты 
            Труды ЦВ 1990 - 2001 
            Н. Носов Вып. 18 
            Э. Асадуллин_Вып. 19 
            О. Анисимов Вып. 20 
            А. Михайлов Вып. 22 
            Я. Чеснов Вып. 23 
            Партитура виртуоза Вып. 24 
            Г. Юрьев и соав. Вып. 25 
         Труды ИГВ ИФ РАН 
            Медиц. и нов. технологии 
            Философ.науки 2007, № 8  
            Я. Чеснов Вып. 27 
            М. Пронин и Г. Юрьев Вып. 28 
            Я. Чеснов Вып. 29 
            М. Пронин Вып.34 
            М. Пронин Вып. 35 
         Статьи 
         Тезисы 
   Интернет-магазин 
Виртуалистика в жизни 
подписаться
отписаться


 Виртуальная жизнь > Новости-Обновления > 3-я Конфененция памяти Я.Чеснова-2019 > Труды ЦВ ИЧ РАН > Словарь виртуалистики Вып. 7 > Appendix

Носов Н.А. Словарь виртуальных терминов // Труды лаборатории виртуалистики. Выпуск 7, Труды Центра профориентации. – М.: "Путь", 2000. – 69 с.

Nosov N.A. Dictionary of Virtual Terms // Works of the Laboratory of Virtualistics. Vol. 7. – Moscow, “Put'”, 2000. – 69 pp.

Appendix

Виртуальная деятельность – о виртуальной дея­тельности писал еще в конце XIX века известный фило­соф А.Бергсон (Бергсон, 1914), имея в виду особенность существования деятельности в актуальном ее состоянии, когда возникло препятствие для ее реализации. Но идея виртуальности не была никем замечена, а в новом изда­нии 1998 года (Бергсон, 1998) термин А.Бергсона "виртуальный" был заменен термином "потенциальный", что ведет к неадекватному пониманию философии А.Бергсона. А.Бергсон писал о "закупоренной" деятель­ности, т.е. такой деятельности, осуществление которой остановлено, но не прекращено, как это ни парадоксаль­но выглядит. По А. Бергсону, "закупоренная" деятель­ность остановлена в своей реализации, но не исчезает: не становится потенциальной, а остается актуально су­ществующей и действующей особым образом, в отличие от потенциального, бездействующего существования – этот тип существования и был назван А.Бергсоном "виртуальным". Но ни А.Бергсон, ни П.А. Флоренский (Флоренский, 1990), который впоследствии комментиро­вал идею виртуальной деятельности, не концептуализировали ее.

В понятии А.Бергсона "виртуальная деятельность" содержится идея существования объекта, который отсут­ствует, но реально себя проявляет, что соответствует идее виртуальности в виртуалистике.

Виртуальная реальность компьютерная – стерео­скопическое интерактивное изображение, моделируемое посредством компьютера (головной шлем, перчатка или костюм, стереонаушники). Поскольку этот термин вне виртуалистики является исключительно эмпирическим, то может применяться по отношению к самым разнообраз­ным объектам: стереоизображению, Интернету, телеви­дению и проч. В соответствии с распространенным ки­бернетическим мифом, термин "виртуальная реальность" по отношению к компьютерам придумал примерно в 1984 г. Ж. Ланье.

Виртуальная способность – идея А.Н.Леонтьева -крупнейшего советского психолога. А.Н.Леонтьев, решая проблему существования высших психических функций, пришел к выводу, что в веществе мозга они не могут на­ходиться: "Виртуально мозг заключает в себе не те или иные специфические человеческие способности, а лишь способность к формированию этих способностей" (Леонтьев, 1972, с. 208). Решение на самом деле точно такое же как и у схоластического философа Сигера Брабантского: есть самостоятельная реальность, не своди­мая к нижележащей реальности – человеческие способ­ности существуют виртуально относительно субстанци­ального мозга.

Виртуальный – субстанциальный – базовая катего­риальная оппозиция схоластической философии. В схо­ластике виртуальность протипоставлялась субстанциаль­ности. При этом виртуальность и субстанциальность рас­сматривались как абсолютные реальности. В виртуалистике виртуальность противопоставляется константности, и члены категориальной опппозиции "виртуальный-кон­стантный" являются относительными, т.е. не соотнесен­ными с какой-либо субстанциальностью.

Виртуальный театр – идея крупнейшего режиссера и театроведа А.Арто. При всеобщем признании театрально­го гения А.Арто его одна из ключевых теоретических идей – виртуального театра – совершенно проигнорирована, а поэтому и сам А.Арто воспринимается как странное и не­понятное явление, и его идеи никак не могут быть реали­зованы. Приведем цитату из его работы 1932 года, где он пользуется термином "виртуальный": "Между принципами театра и первоосновами алхимии существует загадочное тождество сущности. Дело в том, что театр, как и алхи­мия, если рассматривать его принципы и тайные пружи­ны, покоится на нескольких основаниях, остающихся од­ними и теми же для всех искусств, – основаниях, которые в области духа и воображения направлены на достижение той же эффективности, что в области реального позволя­ет действительно делать золото. Однако между театром и алхимией существует и более возвышенное сходство, которое с метафизической точки зрения простирается значительно дальше. Дело в том, что алхимия, как и те­атр, являются искусствами, так сказать, виртуальными. -искусствами, которые не несут в себе ни своей цели, ни своей реальности.

Все истинные алхимики знают, что алхимический символ – это мираж, подобно тому как и театр – это мираж. И эту постоянную отсылку к предметам и принципам те­атра, которую можно встретить почти во всех алхимиче­ских трактатах, следует понимать как чувство (весьма остро ощущаемое алхимиками) тождества, существующе­го между планом, в котором развиваются персонажи, объекты, образы, – в общем, все, что составляет вирту­альную реальность театра, – и тем чисто предполагаемым и иллюзорным планом, в котором развертываются симво­лы алхимии" (Арто, 1993, с. 50-52).

В одной из работ, посвященных анализу театральной системы А.Арто (Максимов, 1998), термин "виртуальный" переведен как "потенциальный". Эта подмена делает тривиальной систему А.Арто. С виртуальной точки зре­ния, А.Арто имел в виду такой театр, где зритель и актер реально переживают события, которых реально на сцене нет. Например, убийство не может произойти на сцене, а зритель и актер должны переживать это как реальное убийство. Собственно, отсюда и появляется идея А.Арто о жестокости театра – потому, что театр показывает саму жизнь, а не отражение или представление о жизни или какие-то убийства и прочие страсти. Но ни у самого А.Арто, ни у его критиков нет виртуальных моделей.

В.Ф.Жданов и Н.А.Носов разрабатывают идею вирту­ального театра, соответствующего идеи виртуальности; на основе теории психологической виртуальной реаль­ности разработана методика обучения виртуальному ис­полнению роли. Применение виртуальных моделей в ис­кусстве весьма продуктивно (Жданов, Носов, 1997).

Внутренне генерируемая виртуальная реальность (internally generated virtual reality) – термин известного американского психолога Чарльза Тарта. Ч.Тарт, видимо, посетил лабораторию Ж.Ланье VPL, начавшей первой выпускать бытовые компьютеры, моделирующие ком­пьютерную виртуальную реальность, но, в отличие от большинства авторов, написал статью не о применении компьютерных виртуальных реальностей в психологии, а о возможности интерпретации природы психики как вир­туальной. Проводя аналогии с компьютерно генерируемой виртуальной реальностью, он рассматривает психологи­ческую виртуальную реальность как образ мира, заново порождаемый каждый момент времени, существующий лишь актуально в данный момент времени. Психологиче­ская виртуальная реальность – это не постоянная, а пе­ременная составляющая образа ситуации (воспринимае­мого объекта). Помимо психологической виртуальной ре­альности существует, также как актуальное образование, Процессуальный Симулятор Мира (the World Simulation Process). Ч.Тарт различает виртуальную реальность и ординарную реальность, существующую стабильно отно­сительно виртуальной реальности и "нормально" относи­тельно измененных состояний. Возможна "ненормальная" виртуальная реальность, т.е. измененное состояние со­знания и/или измененная личность. По Тарту, наше "нор­мальное" восприятие физической реальности не является восприятием реальности per se, но скорее достаточно произвольная конструкция, виртуальная реальность, име­ющая в своем основании культурные презумпции. Когда Процессуальный Симулятор Мира дает человеку вирту­альную реальность, которая значительно отличается от реального мира, в ней есть и реальные компоненты мира и/или психологически нарушенные, тогда человек и ста­новится дезадаптивными.

Эта модель очень похожа на модель отношений меж­ду константной и виртуальной реальностями, но никто на Западе, даже сам Ч.Тарт, в дальнейшем не развивал эту модель.

Areth (греч.) – доблесть, добродетель; вообще со­вершенство, превосходство, достоинство (как физиче­ское, так и нравственное); мужество, храбрость, как лат. virtus (в этом знач. у Гомера и прочих писателей); не толь­ко о людях, но и о животных и неодушевленных предме­тах (Вейсман, 1991).

Virtus (лат.) – 1) мужественность, мужество; энергия, сила; доблесть; 2) доблестные дела, героические подвиги;

3) превосходное качество; отличные качества, досто­инства; талант, дарование; 4) добродетель, нравственное совершенство, нравственная порядочность, душевное благородство (Дворецкий, 1986).

Virtus (лат.) – богиня воинской доблести.

Virtual (англ.) – фактический, действительный, яв­ляющийся (чем-либо) по существу; возможный, виртуаль­ный, предполагаемый; мнимый (о фокусе, изображении);

эффективный (Большой англо-русский словарь под ред. И.Р.Гальперина): 1) обладающий определенными физи­ческими свойствами или способностями; эффективный в отношении внутренне присущих природных качеств или сил; способный оказывать воздействие посредством таких качеств; 2) морально добродетельный; 3) способный про­дуцировать определенный эффект или результат; эффек­тивный, мощный, могущественный; 4) то, что есть по су­ществу или в действии, хотя отсутствует формально или в действительности; допускающий такое существование (Oxford English Dictionary).

 

119992, Москва, Россия, Волхонка 14/1 строение 5, Центр Виртуалистики Института человека РАН



Разработано yans.ru