Носов Н.А. Словарь виртуальных терминов // Труды лаборатории виртуалистики. Выпуск 7, Труды Центра профориентации. – М.: "Путь", 2000. – 69 с.
Nosov N.A. Dictionary of Virtual Terms // Works of the Laboratory of Virtualistics. Vol. 7. – Moscow, “Put'”, 2000. – 69 pp.
Appendix
Виртуальная деятельность – о виртуальной деятельности писал еще в конце XIX века известный философ А.Бергсон (Бергсон, 1914), имея в виду особенность существования деятельности в актуальном ее состоянии, когда возникло препятствие для ее реализации. Но идея виртуальности не была никем замечена, а в новом издании 1998 года (Бергсон, 1998) термин А.Бергсона "виртуальный" был заменен термином "потенциальный", что ведет к неадекватному пониманию философии А.Бергсона. А.Бергсон писал о "закупоренной" деятельности, т.е. такой деятельности, осуществление которой остановлено, но не прекращено, как это ни парадоксально выглядит. По А. Бергсону, "закупоренная" деятельность остановлена в своей реализации, но не исчезает: не становится потенциальной, а остается актуально существующей и действующей особым образом, в отличие от потенциального, бездействующего существования – этот тип существования и был назван А.Бергсоном "виртуальным". Но ни А.Бергсон, ни П.А. Флоренский (Флоренский, 1990), который впоследствии комментировал идею виртуальной деятельности, не концептуализировали ее.
В понятии А.Бергсона "виртуальная деятельность" содержится идея существования объекта, который отсутствует, но реально себя проявляет, что соответствует идее виртуальности в виртуалистике.
Виртуальная реальность компьютерная – стереоскопическое интерактивное изображение, моделируемое посредством компьютера (головной шлем, перчатка или костюм, стереонаушники). Поскольку этот термин вне виртуалистики является исключительно эмпирическим, то может применяться по отношению к самым разнообразным объектам: стереоизображению, Интернету, телевидению и проч. В соответствии с распространенным кибернетическим мифом, термин "виртуальная реальность" по отношению к компьютерам придумал примерно в 1984 г. Ж. Ланье.
Виртуальная способность – идея А.Н.Леонтьева -крупнейшего советского психолога. А.Н.Леонтьев, решая проблему существования высших психических функций, пришел к выводу, что в веществе мозга они не могут находиться: "Виртуально мозг заключает в себе не те или иные специфические человеческие способности, а лишь способность к формированию этих способностей" (Леонтьев, 1972, с. 208). Решение на самом деле точно такое же как и у схоластического философа Сигера Брабантского: есть самостоятельная реальность, не сводимая к нижележащей реальности – человеческие способности существуют виртуально относительно субстанциального мозга.
Виртуальный – субстанциальный – базовая категориальная оппозиция схоластической философии. В схоластике виртуальность протипоставлялась субстанциальности. При этом виртуальность и субстанциальность рассматривались как абсолютные реальности. В виртуалистике виртуальность противопоставляется константности, и члены категориальной опппозиции "виртуальный-константный" являются относительными, т.е. не соотнесенными с какой-либо субстанциальностью.
Виртуальный театр – идея крупнейшего режиссера и театроведа А.Арто. При всеобщем признании театрального гения А.Арто его одна из ключевых теоретических идей – виртуального театра – совершенно проигнорирована, а поэтому и сам А.Арто воспринимается как странное и непонятное явление, и его идеи никак не могут быть реализованы. Приведем цитату из его работы 1932 года, где он пользуется термином "виртуальный": "Между принципами театра и первоосновами алхимии существует загадочное тождество сущности. Дело в том, что театр, как и алхимия, если рассматривать его принципы и тайные пружины, покоится на нескольких основаниях, остающихся одними и теми же для всех искусств, – основаниях, которые в области духа и воображения направлены на достижение той же эффективности, что в области реального позволяет действительно делать золото. Однако между театром и алхимией существует и более возвышенное сходство, которое с метафизической точки зрения простирается значительно дальше. Дело в том, что алхимия, как и театр, являются искусствами, так сказать, виртуальными. -искусствами, которые не несут в себе ни своей цели, ни своей реальности.
Все истинные алхимики знают, что алхимический символ – это мираж, подобно тому как и театр – это мираж. И эту постоянную отсылку к предметам и принципам театра, которую можно встретить почти во всех алхимических трактатах, следует понимать как чувство (весьма остро ощущаемое алхимиками) тождества, существующего между планом, в котором развиваются персонажи, объекты, образы, – в общем, все, что составляет виртуальную реальность театра, – и тем чисто предполагаемым и иллюзорным планом, в котором развертываются символы алхимии" (Арто, 1993, с. 50-52).
В одной из работ, посвященных анализу театральной системы А.Арто (Максимов, 1998), термин "виртуальный" переведен как "потенциальный". Эта подмена делает тривиальной систему А.Арто. С виртуальной точки зрения, А.Арто имел в виду такой театр, где зритель и актер реально переживают события, которых реально на сцене нет. Например, убийство не может произойти на сцене, а зритель и актер должны переживать это как реальное убийство. Собственно, отсюда и появляется идея А.Арто о жестокости театра – потому, что театр показывает саму жизнь, а не отражение или представление о жизни или какие-то убийства и прочие страсти. Но ни у самого А.Арто, ни у его критиков нет виртуальных моделей.
В.Ф.Жданов и Н.А.Носов разрабатывают идею виртуального театра, соответствующего идеи виртуальности; на основе теории психологической виртуальной реальности разработана методика обучения виртуальному исполнению роли. Применение виртуальных моделей в искусстве весьма продуктивно (Жданов, Носов, 1997).
Внутренне генерируемая виртуальная реальность (internally generated virtual reality) – термин известного американского психолога Чарльза Тарта. Ч.Тарт, видимо, посетил лабораторию Ж.Ланье VPL, начавшей первой выпускать бытовые компьютеры, моделирующие компьютерную виртуальную реальность, но, в отличие от большинства авторов, написал статью не о применении компьютерных виртуальных реальностей в психологии, а о возможности интерпретации природы психики как виртуальной. Проводя аналогии с компьютерно генерируемой виртуальной реальностью, он рассматривает психологическую виртуальную реальность как образ мира, заново порождаемый каждый момент времени, существующий лишь актуально в данный момент времени. Психологическая виртуальная реальность – это не постоянная, а переменная составляющая образа ситуации (воспринимаемого объекта). Помимо психологической виртуальной реальности существует, также как актуальное образование, Процессуальный Симулятор Мира (the World Simulation Process). Ч.Тарт различает виртуальную реальность и ординарную реальность, существующую стабильно относительно виртуальной реальности и "нормально" относительно измененных состояний. Возможна "ненормальная" виртуальная реальность, т.е. измененное состояние сознания и/или измененная личность. По Тарту, наше "нормальное" восприятие физической реальности не является восприятием реальности per se, но скорее достаточно произвольная конструкция, виртуальная реальность, имеющая в своем основании культурные презумпции. Когда Процессуальный Симулятор Мира дает человеку виртуальную реальность, которая значительно отличается от реального мира, в ней есть и реальные компоненты мира и/или психологически нарушенные, тогда человек и становится дезадаптивными.
Эта модель очень похожа на модель отношений между константной и виртуальной реальностями, но никто на Западе, даже сам Ч.Тарт, в дальнейшем не развивал эту модель.
Areth (греч.) – доблесть, добродетель; вообще совершенство, превосходство, достоинство (как физическое, так и нравственное); мужество, храбрость, как лат. virtus (в этом знач. у Гомера и прочих писателей); не только о людях, но и о животных и неодушевленных предметах (Вейсман, 1991).
Virtus (лат.) – 1) мужественность, мужество; энергия, сила; доблесть; 2) доблестные дела, героические подвиги;
3) превосходное качество; отличные качества, достоинства; талант, дарование; 4) добродетель, нравственное совершенство, нравственная порядочность, душевное благородство (Дворецкий, 1986).
Virtus (лат.) – богиня воинской доблести.
Virtual (англ.) – фактический, действительный, являющийся (чем-либо) по существу; возможный, виртуальный, предполагаемый; мнимый (о фокусе, изображении);
эффективный (Большой англо-русский словарь под ред. И.Р.Гальперина): 1) обладающий определенными физическими свойствами или способностями; эффективный в отношении внутренне присущих природных качеств или сил; способный оказывать воздействие посредством таких качеств; 2) морально добродетельный; 3) способный продуцировать определенный эффект или результат; эффективный, мощный, могущественный; 4) то, что есть по существу или в действии, хотя отсутствует формально или в действительности; допускающий такое существование (Oxford English Dictionary).
|