Виртуалистика 
Аретея 
Сообщество 
Виртуальная жизнь 
   Ресурсный центр 
      Библиотека 
   Новости-Обновления 
      Семинар "Виртуалистика" 
      Проекты 
      Технологии ВР 1995 
      Виртуальная реальность 1997 
      Виртуальная психология 2000 
      Виртуалистика 2001 
      1-ые Носовские чтения 2004 
      Виртуалистика 2005 
      IV Рос.философ.конгресс 2005 
      2-ые Носовские чтения 2006 
      3-и Носовские чтения 2008 
      Конф.Генезис категории ВР 2008 
      Филос.Вост.Единоборств-2010 
      4-ые Носовские чтени- 2010 
      Конструирование человека-2011 
      5-ые Носовские чтения-2012 
      6-е Носовские чтения-2014 
      1-я Конфененция памяти Я.Чеснова-2015 
      7-ые Носовские чтения-2016/17 
      2-я Конфененция памяти Я.Чеснова-2017 
      3-я Конфененция памяти Я.Чеснова-2019 
         Пролегомены 
         Словарные статьи 
            Виртуалистика 
            Виртуальная реальность (ВР) 
            Виртуальность 
            Психологическая ВР 
         Труды ЦВ ИЧ РАН 
            Словарь виртуалистики Вып. 7 
               Словник 
                  А - И 
                  К - С 
                  Т - Ю 
               Appendix 
            Не-виртуалистика. Вып. 12 
            Манифест... Вып. 15 
         Рефераты 
            Труды ЦВ 1990 - 2001 
            Н. Носов Вып. 18 
            Э. Асадуллин_Вып. 19 
            О. Анисимов Вып. 20 
            А. Михайлов Вып. 22 
            Я. Чеснов Вып. 23 
            Партитура виртуоза Вып. 24 
            Г. Юрьев и соав. Вып. 25 
         Труды ИГВ ИФ РАН 
            Медиц. и нов. технологии 
            Философ.науки 2007, № 8  
            Я. Чеснов Вып. 27 
            М. Пронин и Г. Юрьев Вып. 28 
            Я. Чеснов Вып. 29 
            М. Пронин Вып.34 
            М. Пронин Вып. 35 
         Статьи 
         Тезисы 
   Интернет-магазин 
Виртуалистика в жизни 
подписаться
отписаться


 Виртуальная жизнь > Новости-Обновления > Технологии ВР 1995

Первая международная конференция
«Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития»

Александр СТЕПАНОВ,  кандидат технических наук.  ГосНИИАС // Журнал «Аномалия» №3, 1995. Научно – информационный вестник ИТАР – ТАСС и Ассоциации «Экология непознанного».

 (Материал статьи для размещения на сайте подготовлен А.Е.Никольским)

 

Указанной проблематике была посвящена конференция, которая являлась частью первого Международного симпозиума «ЧЕЛОВЕК, СРЕДА, ТЕХНИКА – 95».  Он проходил 25-30 июня 1995 г. на борту  комфортабельного теплохода "Виссарион  Белинский", следовавшего по маршруту  С.- Петербург - о. Валаам - о. Кижи – Петрозаводск – С.-Петербург.

Главный организатор симпозиума - Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (Москва).

Ответственным организатором конференции был заведующий лаборатории ГосНИИАС Сергей Желтов.

В организации  принимали также участие:

 Российская академия наук,

НИИ ПВТИ,

Общество виртуальной реальности (С.-Петербург),

Ассоциация "Экология непознанного",

Научный  центр  "Микроприбор", 

ЦМП  "Техноконсалт",

АО "Ракурс".

Многочисленные   виртуальные   пространства уже созданы людьми, моделировавшими сложные динамические системы. В настоящее время растущий интерес  к возможностям виртуального пространства определяется тремя факторами:

1. Быстрое и непрерывное совершенствование персональных компьютеров.

2. Существование относительно дешевых, но мощных средств воспроизведения  трехмерного изображения.

3. Формирование новой концепции взаимосвязи между человеком и компьютером.

Виртуальное пространство является  разновидностью среды интерактивного  моделирования, которое как обязательное  включает в процесс самих людей (иные  виды моделирования лишь предполагают  их участие). Среда такого моделирования– динамическая модель некого мира, заполненного объектами, в большей или  меньшей степени обладающими интеллектом.

В настоящее время ВР рассматривается как комплексная проблема, поэтапное  решение которой будет оказывать самое  серьезное воздействие на науку, промышленность, социальную сферу. По своей  сложности и долгосрочным последствиям  она, пожалуй, сопоставима с ядерной и  космической проблемами.

На конференции были  представлены доклады по следующим вопросам: - теория, методы и средства создания  виртуального пространства и возможные  области применения; - проблемы комплексирования различных информационных средств;  – проблемы программирования интерфейса в ВР - системах;  - философские. методологические, психофизиологические и эргономические аспекты создания и взаимодействия человека с виртуальным пространством.

Программным стало выступление Д.А.Поспелова (ВЦ РАН) "Искусственный интеллект и виртуальная реальность", в котором были указаны основные теоретические предпосылки совместного исследования этих двух дисциплин и  аспекты их взаимного влияния.

В докладе М.Б.Игнатьева (СПбГААП)  обсуждался вопрос об экспериментальном подтверждении гипотезы о том, что  наш видимый мир - не более, чем модель  внутри гипотетической сверхмашины. Это  смыкается с глобальными представлениями о ВР. По мнению автора, такую точку зрения можно назвать компьютеризмом, в  отличие от господствующего сейчас физикализма, хотя в рамках теории всеобщего  объединения в физике уже складывается  представление о 6-мерном мире.

В докладе Д.И.Шапиро  (НИИПВТИ) "Виртуальная реальность и системы управления роботами" обсуждались  процедуры представления и обработки характеристик входной и обратной связей,  определение "весов" каждого канала и интерпретация знаний. Представлена структура модели реализации этих процедур и  их макроблоков для функции управления  роботами. Обсуждалось ее применение в сложной неопределенной обстановке.

В докладе А.Е.Никольского «Творческий процесс и виртуальная реальность»  отмечено, что одной из самых сложных  является проблема создания эффективных  систем имитации творческих процессов, в  первую очередь, наиболее трудоемкой,  требующей переработки большого объема разнообразной информации (от физических до социально-экономических процессов). Это связано с интенсивным участием психо - физиологического процесса  мышления в исследовании, проектировании, эксплуатации технических систем различного назначения, а также с решением  гуманитарных задач и созданием произведений искусства.

Автор указал, что в общей модели интеллектуальной деятельности воспроизведение "озарения", аналогично тому, что мы наблюдаем при рассмотрении стереопары  фотоснимков и переходе к объёмному видению. Остаётся задача раскрытия полного механизма перехода от подсознательного к сознательному. Естественно ожидать, что современная теория машинного зрения, цифровой фотограмметрии, виртуального пространства, мультимедиа-технология, а также компьютерные и технические средства  позволят значительно повысить достоверность имитации многообразных действительностей, воспроизведение которых в  реальной жизни невозможно; исследования же взаимодействия реального человека и виртуального человекоподобного существа (робота) с реальной и виртуальной  средой сформируют результативный творческий процесс.

Основу ВР-систем составляют системы  реалистической визуализации и обработки  информации. Их непрерывный прогресс  определяется стремлением разработчиков  повысить информативность и реалистичность информации, используя не только  возможности компьютерной техники, но и  знания о собственно процессе восприятия  изображений человеком. Поэтому помимо  системы стереоскопической визуализации  необходимо разработать графическую базу данных трехмерных образов, средства  перемещения объектов в виртуальном  пространстве, методы удобного манипулирования ими и компьютерную имитацию  не только зрительных, но и иных (слуховых, осязательных, моторных) сенсорных ощущений. Этим достигается:  – полное погружение в компьютерную  модель;  - кинестетическое, интуитивное изменение точки зрения оператора;  выполнение прямых манипуляций с  синтезированной моделью.

Данной проблематике был посвящен  доклад А.С.Инвалева и К.Р.Кирьякова  «Стереозрение как один из компонентов  систем ВР».

В выступлении В.Н.Адрова, А.Н.Смирнова (НСК РАН), Д.Ю.Тихонова и А.Д.Чекурина (АО "Ракурс") рассматривалась  программная система обработки и визуализации 2- и З-мерных, а также стереоскопических медицинских диагностических изображений с элементами ВР. Система предназначена для:  - передачи данных от цифрового сканирующего устройства на компьютер, их  хранения и сортировки в специализированной базе данных, обработки и визуализации двумерных изображений;  - реконструкции из полученного набора  двумерных данных реалистических трехмерных изображений и их последующей  визуализации. Синтезируемые трехмерные  изображения могут быть показаны на мониторе в любом заданном ракурсе;  - построения и визуализации трехмерных изображений в виде стереопары, что  дает возможность наблюдать и измерять  полученные изображения исследуемых объектов, используя для этого анагафлический метод стереовизуализации;

- манипуляции с объектами трехмерной

сцены в удобном интерактивном режиме.  При этом можно, например, удалять отдельные части объекта, проводить численные измерения на оставшейся части. При  работе в стереоскопическом виртуальном  пространстве для этих целей используется  специальный стереоскопический курсор.

Как было отмечено в докладе Г.Г.Демирчогляна (ВНИИФК), для полного понимания работы ВР-систем совершенно необходимо знание основных психофизиологических характеристик зрительной системы человека. И хотя их особенности хорошо известны и достаточно изучены, они  должны быть как бы заново переосмыслены для обеспечения наилучших условий  работы оператора. К таковым в первую  очередь относятся:  разрешающая способность и пространственно-частотная характеристика;  - выделение сигналов на фоне определенной яркости и шумов;  - неблагоприятное влияние таких факторов, как слишком большое или слишком  малое поле зрения, мерцание и растровая  структура изображения на экране, приводящие к зрительному и общему утомлению.

Знание основных законов функционирования глаза и характеристик зрения человека позволяет также конструировать эргономически обоснованные новые ВР-системы, в том числе совмещенные с предлагаемых автором специальных оптических устройств

Благодаря появлеию Р-технологии  человечество оказалось перед лицом эпохи, когда требуется еще раз изучить сущность истины. ВР-технология конструирует  тела за счет манипулирования цифровой  информацией внутри компьютера, соответствующей "тени на стене пещеры". Становится очевидным, что истина для человека ограничена лишь пределами его сознания. Когда средством наблюдения был  лишь невооруженный глаз человека, истиной являлись, например, планеты и звезды.  С появлением оптического телескопа количество звезд, являющихся истинными,  возросло. Радиотелескоп привел к тому,  что истиной стало существование гигантских материальных объектов на участках  неба, ранее считавшихся пустотой. Получается, что истина - это только то, что существует в определенную эпоху в определенной среде. Такая тенденция присутствует в производственных технологиях. При  создании космоплана со скоростью, в 20  раз превышающей скорость звука, необходимы аэродинамические испытания. Но  предельная скорость в аэродинамических  трубах только в 10 раз превышает скорость звука. Поэтому корпус космоплана  создается сначала в компьютере и его поведение изучается прогоном виртуального  воздушного потока. Короче говоря, космоплан становится истиной реального мира как результат изучения объектов виртуального  мира.

Прежние фотоподделки легко раскрыть.  Установить подлинность фотографии, полученной компьютерным преобразованием  снимка, записанного в виде цифровой информации, невозможно. Изначальной целью ВР-технологии, в общем-то, является  создание ложных объектов, подобно подлинным. Т.е. с ее разработкой укрепится  возможность того, что общество еще больше захлестнет информация, подлинность которой неопределенна.

Молчаливо признается, что литературное произведение или кинофильм являются выражением идей автора. Средство передачи этих идей - письменные знаки или  видеоизображение, полученное  как  результат специальной съемки. ВР-технология, как новое средство выражения, станет подобно им не выражением истины, а выражением идей какого-то конкретного  человека. Даже если изначально делается  упор на практическое применение ВР, скажем, в промышленности, эта технология  уже обречена стать одним из проводников  выражения человеческих идей.

В докладе доктора психологических  наук Н.А.Носова (Институт человека РАН)  отмечалось, что понятие виртуальной реальности в его общем виде приложимо ко  всем видам реальности – физической, технической, психологической и т.д. В широком контексте (как философская) категория  виртуальности  предлагает  единую  онтологическую парадигму не только для  естественных и технических, но и для гуманитарных дисциплин. Однако, возникнув  практически одновременно во всех них, в  гуманитарных дисциплинах идея виртуальности не операционализирована. В лаборатории виртуалистики ИЧ РАН  разрабатывается онтология и методология  изучения ВР, существующих в психической сфере. Разработки, включают теоретические модели, экспериментальные методики и процедуры феноменологического  описания. Они реализованы на материале  исследования ошибок человека-оператора, их результатом стали рекомендации по  борьбе с ошибками летчиков. В целом  можно говорить о разработке целого нового направления исследований человека  - психологии виртуальных реальностей. В  его рамках в лаборатории виртуалистики  ведутся исследования по направлениям:  измененные  состояния сознания, традиционная восточная культура, христианская  культура, детская психология, психология  управления, психофизиология виртуальных реальностей.

Интересным и неожиданным для участников конференции стал доклад доктора  Ю.Т.Яценко (Центр медико-социальной  реабилитации наркологических больных,  Москва), в котором была представлена гипотеза о хроническом алкоголизме как  виртуальной (мнимой) реальности мировосприятия пациентов, страдающих алкогольной зависимостью. Эта гипотеза легла  в основу биотехнологии получения антиалкогольной сыворотки. В докладе рассмотрена возможность создания ВР-тренажеров, которые позволили бы решить проблему снятия алкогольной, наркотической  и токсилогической зависимости.

Футуристически и фантастично прозвучал доклад "Виртуальная летопись семьи"  М.Б.Игнатьева, А.С.Чефраноаа и Е.А.Шаповалова (СПбГААП, Общество виртуальной реальности). Было отмечено, что стремление сохранить память о себе, своих  родителях и предках проявляется у всех народов. Оно воплощается в семейных преданиях и легендах, портретах и фотографиях, видеозаписях и др. ВР-системы  открывают новый этап в реализации этого  стремления. Если продолжить философско-историческую типологию М.Мак-Люэна, основанную на информационном детерминизме, то на смену эпохи синтеза  "человека слушающего' и "человека смотрящего" в конце ХХ века приходит эпоха  "человека виртуального". Прорыв в ВР  означает преодоление физического времени, овладение историческим временем,  когда прошлое не уходит в небытие, а сохраняется и постоянно приумножается. Мы  сможет "быть" вместе с умершими предками, "выслушивать их мнение" о сегодняшних событиях. Как феномен современной культуры и новое средство общения ВР, по существу, - первый шаг к реализации идеи бессмертия, сформированной основателем русского космизма Н.Ф.Федоровым. Для технической реализации виртуальной летописи семьи, помимо сохранения чисто внешних атрибутов предков – их  изображения, голосов, необходимо сохранение образа их менталитета и насыщение  его современной информацией. В этом главная трудность и главная проблема.

Философско-методологической концепции ВР был посвящен доклад профессора В.М.Розина (Институт философии РАН). Он отметил, что:

1. Необходимо различать три основные  плана описания ВР: компьютерную реальность, собственно ВР и виртуальные состояния человека как виртуального пользователя. Первый план относится к ведению  дисциплин технологического цикла.  второй – к специальной теории символических реальностей, третий - к психологии.

2. ВР как тип символической реальности может быть определена в двух основных отношениях. Это - последовательность и система событий, подчиненных  определенной логике, в той или иной мере  ясной виртуальному ользователю. Это –  символическая реальность, занимающая  определенное место среди других реальностей.

3. ВР занимают определенное место  среди других реальностей. С одной стороны, они сходны со сновиденческой и художественной реальностью, с другой - с физической реальностью  и реальностью обычной жизнедеятельности человека. В этом смысле ВР расположены в категориальном пространстве "существование – реальность - условность". Знание этого пространства необходимо для анализа виртуальных состояний, а также особенностей  самих ВР.

4. Создание ВР-технологий и реальностей может быть рассмотрено как начало  пятой (четвертая - создание компьютеров  и информационных технологий) технологической революции. Складывается симбиоз  "человек-компьютер-машина", в рамках  которого можно включить человека в машинные системы, а их и компьютер - в человеческую деятельность. Новая революция носит, прежде всего, семиотический и информационный характер.

5. Анализ показывает, что в обсуждаемой новой сфере деятельности возникают, в общем, стандартные проблемы - возможность манипулировать сознанием людей, угроза излишнего привыкания к виртуальному миру, смешивание критериев истины, относящихся к разным реальностям,  и др. Но тот же анализ позволяет утверждать, что, по сравнению с другими символическими реальностями, ВР не являются  более опасными, во всяком случае в ближайшем обозримом будущем. Большинство воздействий, состояний и событий,  достигаемых в ВР, могут быть реализованы и в обычных символических реальностях – произведениях искусства, психотехниках, эзотерических практиках, идеологических системах.

Постулированию  принципиально новых  форм взаимодействия - так называемых  синхронизаций, а также обоснованию признания существования реальностей - равноправными типами наблюдателей был посвящен доклад К.Н.Мхитаряна (Научный и лечебно-оздоровительный Центр "Солярис-АЭН"). В настоящее время уже созданы модели объективной нефизической реальности, в которой наряду с обычными  физическими законами работают мантические (предсказательные) процедуры. Разработчиками такой концепции создана  программа расчета патологических нагрузок на органы, энергетические меридианы,  части тела в зависимости от момента рождения человека. Сфера ее применения –  принципиально новый вид приборов для  измерения наблюдаемых нефизических воздействий. Они могут быть использованы в здравоохранении, практической медицине, экологии, биологии, экономике,  др. областях народного хозяйства.

Способы  построения  "некомпьютерной" ВР и необходимость учета некоторых  специфических факторов окружающей  среды при работе с ВР-технологиями обсуждались в докладе почетного академика МАЭН С.Э.Ермакова (НЛОЦ "Солярис-АЭН").

С точки зрения психологии восприятие  каждым человеком ординарной реальности также носит виртуальный характер в  связи с индивидуальными особенностями  его мироведения. Автор считает, что ординарную реальность можно рассматривать  как сумму ВР отдельных индивидов. Имеется множество практических методик, направленных на выработку у человека более адекватного восприятия мира или обучения его требуемым навыкам. В современной психотерапии это, в частности, –  гещтальт-терапия, психодрама и др. Принято считать, что сознание человека в процессе их применения входит в "особое"  или "специфическое" состояние, а реальность, в которой он оказывается, можно  рассматривать как виртуальную.

Подобные приемы создания "условной" или "нефизической" реальности применялись еще в древних мистических и шаманских практиках. При громадном  сходстве, легко обнаруживающемся в сопоставлении древних и современных приемов работы с сознанием, первые имеют  кардинальное отличие: при подборе приемов тренинга учитывалось большое число оптимизационных условий. К ним, в  частности, относились подбор места тренинга и его воздействие на организм и  психику человека; смысловое значение  различных атрибутов, деталей интерьера и  одежды; другие параметры, находящиеся  в видимой причинной связи с субъектом.  Считалось, что только обращая внимание  на особенности конкретной личности и сочетание внешних факторов, можно добиться нужного результата Изучение переживаний человека в некоторых особых состояниях сознания показывает, что и без современных ВР-технологий, н может оказаться в "нефизической реальности", реальной даже в большей степени, чем компьютерная. По мнению автора, представляется целесообразным:- разработать ряд некомпьютерных методик моделирования подобных реальностей через вхождение человека в особое  состояние сознания;  – изучить вопрос о влиянии ВР-технологий на особенности разных психотипов для  учета индивидуальных особенностей оператора, повышения безопасности ВР-технологий и их эффективности;

- исследовать ВР-технологии с позиции  особого состояния сознания человека и  влияния на него скрытых факторов.

Важным для успешного проведения  конференции (помимо беспрецедентных  условий для общения) оказалось и то, что  параллельно с ней в рамках симпозиума  "ЧЕЛОВЕК, СРЕДА, ТЕХНИКА" работала  международная конференция "Цифровая  фотограмметрия и дистанционное зондирование - 95" с участием ученых и специалистов 11 стран. На ней рассматривались, в частности, способы получения компьютерных трехмерных моделей объектов, ландшафтов, зданий, людей и т.д.) на основе  двумерных  изображений.  Это  является одним из важнейших этапов построения систем виртуальной реальности.

Участникам были продемонстрированы  компьютерные разработки, выполненные  российскими специалистами. Конференция позволила эффективно определить  точки соприкосновения двух дисциплин,  которые в ближайшем будущем будут, вероятно, в значительной степени определять информационную среду обитания человека.

# # #

119992, Москва, Россия, Волхонка 14/1 строение 5, Центр Виртуалистики Института человека РАН



Разработано yans.ru