Виртуалистика 
Аретея 
Сообщество 
Виртуальная жизнь 
   Ресурсный центр 
      Библиотека 
   Новости-Обновления 
      Семинар "Виртуалистика" 
      Проекты 
      Технологии ВР 1995 
      Виртуальная реальность 1997 
      Виртуальная психология 2000 
      Виртуалистика 2001 
      1-ые Носовские чтения 2004 
      Виртуалистика 2005 
      IV Рос.философ.конгресс 2005 
      2-ые Носовские чтения 2006 
      3-и Носовские чтения 2008 
      Конф.Генезис категории ВР 2008 
      Филос.Вост.Единоборств-2010 
      4-ые Носовские чтени- 2010 
      Конструирование человека-2011 
      5-ые Носовские чтения-2012 
      6-е Носовские чтения-2014 
      1-я Конфененция памяти Я.Чеснова-2015 
      7-ые Носовские чтения-2016/17 
      2-я Конфененция памяти Я.Чеснова-2017 
      3-я Конфененция памяти Я.Чеснова-2019 
         Пролегомены 
         Словарные статьи 
            Виртуалистика 
            Виртуальная реальность (ВР) 
            Виртуальность 
            Психологическая ВР 
         Труды ЦВ ИЧ РАН 
            Словарь виртуалистики Вып. 7 
               Словник 
                  А - И 
                  К - С 
                  Т - Ю 
               Appendix 
            Не-виртуалистика. Вып. 12 
            Манифест... Вып. 15 
         Рефераты 
            Труды ЦВ 1990 - 2001 
            Н. Носов Вып. 18 
            Э. Асадуллин_Вып. 19 
            О. Анисимов Вып. 20 
            А. Михайлов Вып. 22 
            Я. Чеснов Вып. 23 
            Партитура виртуоза Вып. 24 
            Г. Юрьев и соав. Вып. 25 
         Труды ИГВ ИФ РАН 
            Медиц. и нов. технологии 
            Философ.науки 2007, № 8  
            Я. Чеснов Вып. 27 
            М. Пронин и Г. Юрьев Вып. 28 
            Я. Чеснов Вып. 29 
            М. Пронин Вып.34 
            М. Пронин Вып. 35 
         Статьи 
         Тезисы 
   Интернет-магазин 
Виртуалистика в жизни 
подписаться
отписаться


 Виртуальная жизнь > Новости-Обновления > 1-я Конфененция памяти Я.Чеснова-2015

ОТЗВУКИ СОБЫТИЙ

Первые Чтения памяти Я.В. Чеснова «Философско-антропологический подход к народной культуре: проблемы и перспективы
развития»
(Обзор подготовили В.Х. Акаев, М.А. Пронин, Т.И. Селина) // Философская антропология. - 2015. Т. 1. № 2. С. 199–227


* * *


8 декабря 2015 года в Институте философии состоялась
Всероссийская научная конференция
«Философско-антропологический подход к народной культуре: проблемы и перспективы развития»
,
посвященная памяти Яна Вениаминовича Чеснова (1937–2014).

Организаторы:

Институт философии РАН
Государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ
Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.И. Ибрагимова РАН, Чеченская Республика
Мурманский арктический государственный университет

Руководители чтений:  

Акаев Вахид Хумидович, д.ф.н., г.н.с. Комплексного научно-исследовательского института имени Х. И. Ибрагимова РАН (г. Грозный)

Пронин Михаил Анатольевич, к.мед.н., ст.н.с., руководитель исследовательской группы «Виртуалистика» Института философии РАН.

Председатель Оргкомитета:

Тищенко Павел Дмитриевич, д.ф.н., проф., зав. сектором Института философии РАН.

Ученый секретарь Оргкомитета:

Селина Татьяна Ивановна, к.и.н., доц., н.с. Института философии РАН.

 

Анонс конференции

Антрополог и философ Я.В. Чеснов в течение своей научной деятельности изучал самые разные регионы мира, где предметом его исследовательского интереса неизменно оказывалась народная культура. Им были охвачены Юго-Восточная Азия и Сибирь, Центральная Россия и Кавказ. Он изучал бытование народной культуры как в сельской местности, так и в современных городах, в разных возрастных, социальных, гендерных группах, ее материальные, визуализированные и ментальные формы, повседневные и ритуализированные практики. И все это осмыслялось в философско-анропологическом подходе.

Целью его исследований было построение «Большой антропологии» с использованием знаний из различных предметных областей. По сути он работал в проблемном поле трансдисциплинарности и создал собственные техники, приемы, способы и средства описания мышления народной культуры.

Первые чтения памяти Я.В.Чеснова будут посвящены проблематизации философских и научных достижений ученого с целью разработки программы изучения его творческого наследия - линии, которая проходит сквозь все его работы и связана с философско-антропологическим подходом.

 

Программа чтений будет развернута через постановку ряда проблем:

 

1) Архив Я.В.Чеснова как проблема творческого наследия ученого.

2) Изучение народной культуры как философского наследия народа: подход Я.В.Чеснова

3) Исходные принципы «авторской методологии» Я.В.Чеснова в сфере антропологии и этнологии (этнографии).

4) Проблемы трансдисциплинарности в сфере гуманитарной антропологии.

5) Философское и методологическое ядро антропологии Я.В.Чеснова.

6) Техника мышления и объект народной культуры в творческом наследии Я.В.Чеснова.

7) Гуманитарно-антропологическое мышление в горизонте современных технологий и вызовов времени.

 

Архив Я.В.Чеснова как проблема творческого наследия ученого.

Я.В. Чеснов оставил большое научное и философское наследие -  более 300 опубликованных работ. Однако значительная часть его фундаментальных исследований осталась неопубликованной. Архив ученого представляет большой интерес: он содержит  рукописи 5 книг, 182 дневника, которые ученый вел на протяжении своей жизни, подготовительные материалы к написанию монографий и статей, материалы полевых экспедиций.

Специфика данного архивного комплекса требует разработки стратегии архивирования материалов, методологических изысканий, начиная с проблематизации оснований и принципов архивирования и заканчивая программой методологических исследований особенностей антропологического мышления и способов  профессиональной деятельности выдающегося антрополога. Это позволит разработать критерии и принципы формирования личного  фонда-коллекции Я.В.Чеснова.

Систематизация и типологизация материалов, обоснование разделов описи, выделение проблемного и тематического ядра архива, подготовка и создание рабочей версии описи архива (топики архива) и введение в научный оборот материалов архива Я.В. Чеснова представляет самостоятельную и важную методологическую  и практическую задачу.

Потенциально этот архив является источником для изучения личности ученого и его вклада в становление отечественной философско-антропологической мысли, в разработку междисциплинарных проблем сферы гуманитарной антропологии, включая методологию философско-антропологического подхода к народной культуре. Требуется создание базы данных для большого массива материалов с комфортным интерфейсом и информационно-справочным сопровождением. Необходимо издание рукописей, а статьи и книги философа должны стать объектом методологического исследования российской антропологии.

Программно-проектный и проектно-исследовательский подход к архивированию уникального комплекса материалов позволит охватить творческий путь философа и оценить значение его культурного наследия для развития философско-антропологического подхода к народной культуре.

 

Изучение народной культуры как философского наследия народа: подход Я.В. Чеснова .

В творческом наследии Я.В.Чеснова народная культура – это прежде всего этническая память, хранящая самобытные ценности народа, скрытые в культурной традиции. Жизнь меняется, но неизменны принципы веры и языка чести, которые в наше распоряжение предоставляет народ. Охватывая многовековое развитие, народная культура донесла до нас «философское наследие народа: полет его мысли, мировоззрение и этнический менталитет». Без этого нельзя помыслить самоопределение современного человека к этнической традиции, к ее воспроизводству в практике и культуре повседневности. Сегодня человек делает выбор между традиционализмом и рефлексивным традиционализмом. И в этом ему помогут философско-антропологические исследования народной культуры Я.В.Чеснова.

 

Исходные принципы «авторской методологии» Я.В.Чеснова в сфере антропологии и этнологии (этнографии). Ситуация антиномичности или парадоксальности мышления и знания являлась фундаментальной для ученого. Она давала почву для появления его методологической позиции: проблематизации оснований сначала этнографии, а затем этнологии и антропологии, реконструкции предположений народного антропологического мышления, критики развития языка и создания новых терминов. Я.В.Чеснов был интересным мыслителем-антропологом, который оставил нам проблему мышления народной культуры. Поэтому его работы так интересны и захватывающи. Недаром его книги были ориентированы на массового думающего читателя.

 

Проблемы трансдисциплинарности в сфере гуманитарной антропологии.

Общей исследовательской установкой Я.В.Чеснова было построение  «Большой антропологии» с использованием знаний из различных предметных областей (этнология, культурная и социальная антропология, социология, логика, этика, эстетика, мифология, психоанализ, фольклористика, краеведение, сакральная география, виртуалистика, феноменология Хайдеггера, герменевтика, экзистенциализм, квазиисторические исследования мышления и т.п.). По сути он работал в проблемном поле трансдисциплинарности и создал собственные техники, приемы, способы и средства описания мышления народной культуры, новый язык трансдисциплинарности, имеющий огромный эвристический потенциал для  культурной антропологии, этнологии, фольклористики и всего корпуса гуманитарных наук в целом

 

Философское и методологическое ядро антропологии Я.В.Чеснова. Возникновение ментальной антропологии мы связываем с работами Я.В.Чеснова. Его творческое наследие нельзя помыслить в рамках существующих устоявшихся парадигм в этнологии. Предстоит узнать что стало основанием столь глубокого преобразования в антропологии (этнологии) как дисциплине, что послужило той точкой бифуркации, которая изменила аттрактор развития этнологии и позволила создать философско-антропологический подход к народной культуре. Важно обозначить место теории и подхода в конфликте парадигм при перехода к постнеклассической антропологической рациональности и науке.

 

Техника мышления  и объект народной культуры в творческом наследии Я.В.Чеснова. Мы исходим из того, что Я.В.Чеснову удалось реконструировать народную культуру средствами философско-антропологического подхода, что до сих пор не удавалось сделать другим исследователям. В основе этого лежит разница в технике мышления ученого от всей феноменологической антропологической традиции (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, М. Мосс, М. Мид). Антропологическое мышление Я.В.Чеснова отличается набором используемых технических приемов, используемой им «поисковой мыследеятелностью». Ответ на вопрос «В чем же специфика техники мышления Я.В.Чеснова?» может быть дан не в терминах техник, а в терминах содержания объекта – сложной реальности народной культуры.

 

Гуманитарно-антропологическое мышление в горизонте современных технологий и вызовов времени. На основе конкретного опыта Я.В.Чеснова или конкретных следов его антропологического мышления необходимо построить обобщенное представление об антропологическом  мышлении в техническом горизонте. Тем самым решается вопрос: каким образом техники мышления, возникшие у антрополога Я.В.Чеснова при работе со сложным объектом народной культуры, обобщить и перенести на другие типы ситуаций, т.е. на другие объекты и на другие задачи – философские, теоретические, методологические и практические в сфере гуманитарного знания.

Рассмотрение наследия ученого как техники антропологического мышления выведет трансдисциплинарные исследования в сфере антропологии на принципиально новый метауровень, где техника мышления по сути является метатехнологией антропологического мышления. Это позволит использовать философско-антропологическое наследие ученого в антропопрактиках и антропотехниках нового поколения.

Проведение чтений предполагает формат рабочей конференции по основным указанным направлениям.

Анонс конференции (скачать).

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

Вступительное слово – д-р филос. наук П.Д. Тищенко. 
К. мед. н. М.А.Пронин  Я.В. Чеснов в Институтах человека и философии РАН».
Д-р филос. наук П.С.Гуревич «Феномен традиции в толковании Я.В. Чеснова». 
Д-р филос.наук Э.М. Спирова  «Я. В. Чеснов об исторической судьбе этносов». 
Д-р филос.наук В.Х. Акаев  «Ментальность народов Кавказа в исследованиях Яна Чеснова: философско-антропологический подход». Канд.ист.наук Т.И. Селина  «Личный архив: стратегия архивных изысканий творческого наследия Я.В.Чеснова».
Д-р филос. наук А.А. Попов  Гуманитарная антропология: к проблеме практического мышления .
Канд. искусствоведения И.П. Уварова «Балаган – кривое зеркало культуры». 
Канд. филос. наук. В.М.Воронов «Экзистенция: холод (на примере практики "моржевания")».
Канд.ист.наук С.-М. Хасиев «Когда ценности сходятся в эссенциале» (стендовый доклад).
Л.В.Чеснов (США, доклад по Скайпу) «Типология свайных построек: Индокитай vs Америка».
Член-корреспондент РАН Б.Г. Юдин «Слово о Я.В. Чеснове».


# # #

 

 

119992, Москва, Россия, Волхонка 14/1 строение 5, Центр Виртуалистики Института человека РАН



Разработано yans.ru