Виртуалистика 
Аретея 
   Университет Виртуалистики и Аретеи 2003 
   Программа Школы 2003 
   Школа виртуального управления - c 2005 
   Выездная школа виртуалистики 2008 
         От руководителя Школы 
         Виртуалистика в ИЧ РАН (М. Пронин) 
            ЦВ ИЧ РАН в 1991-2001 гг. 
            ЦВ ИЧ РАН в 2002-2004 гг. 
         План вводных лекций - М. Пронин 
         Эгосоматическая медицина (Г. Юрьев) 
            Эгосоматическая медицина (продолж.) 
         План вводных лекций - Г. Юрьев 
         Приложение 1. О 1-й школе Вирт-ки 
         Приложение 2. Мини хрестоматия 
         Приложение 3. Спецкурс Н. Носова 
         Прил-ие 4. Хроники Виртуалистики 
         Приложение 5. Open Space 
   Выездная школа Виртуалистики - 2009 
   О нашем сайте (Навигатор) 
   VTV (Off Line TV) 
Сообщество 
Виртуальная жизнь 
Виртуалистика в жизни 
подписаться
отписаться


 Аретея > Выездная школа виртуалистики 2008 > Эгосоматическая медицина (Г. Юрьев) > Эгосоматическая медицина (продолж.)

Естественная виртуалистика: эгосоматическая медицина здоровья (Г.П. Юрьев)//

Пронин М. А., Юрьев Г. П. Введение в виртуалистику: Учебное пособие / Под ред. М.А. Пронина (отв. ред.), А.В. Захряпина, Е.В. Мочалова / Мордовский гуманитарный институт. – Саранск: Типография «Рузаевский печатник», 2008. – С. 56 – 81.- (Тр. Иссл. группы «Виртуалистика». Ин-та философии РАН. Вып. 28).

Скачать!

 

Продолжение - начало на предыдущей странице сайта.

 

 
Биосоциальный эгоизм и сознание человека

 

В каждом человеке проживает много разных «я» – эголов. Более того, у каждого нашего «я» есть не просто своя метафорическая голова, а синергетически организованная психофизиологическая подструктура с общим для нее порядком управления, одним алгоритмом действия. Миф о целостности человека мешает ему правильно строить взаимоотношения с другими и с самим собой. Человек дискретен в непрерывающемся потоке внутри- и межсистемных взаимодействий.

Большинство современных научных представлений о человеке основывается на закономерностях системной саморегуляции, но при этом социальная деятельность рассматривается как вторичная обусловленность жизни, своеобразная надстройка. Я считаю, что человек равноценно и социален, и физиологичен, если исходить из постулатов и законов триалектики. При этом, биосоциальность человека порождается «внутри», а совершенствуется как «снаружи», так и «изнутри».

 Развитие человека основано на содружественном и, одновременно, конкурентном развитии разных эголов. Эголы приблизительно соответствуют понятию сущность, роль или персонаж. Говорят, что, в сущности, он «трус» или «герой», «скряга» или «щедрый», «праведник» или «грешник», «эгоист» или «альтруист» и т.п.

В развитие положений теории интегральной индивидуальности В. С. Мерлина [15] и виртуалистики Н. А. Носова [3] я рассматриваю человека как многоролевую виртуальную индивидуальность. Каждая роль человека по-разному проявляет себя в конкретных поступках и деяниях. Понятие роль сопоставимо с понятиями о «двойниках» или «субличностях» человека. Это специализированные эгофункциональные блоки, своеобразные «вертикальные» подструктуры интегральной индивидуальности человека. Роли как бы в свернутом виде живут в матрицах долговременной памяти человека и начинают значимо проявляться уже на психофизиологическом, поведенческом уровне. Поэтому их можно назвать виртуально-ролевыми или персонажными «я».

Социальный человек развивается поэтапно. Несколько эгофункциональных блоков самоорганизуются в виртуалы. Виртуал как самообраз обладает рефлексивностью и отражает в психике её же текущие состояния. Философский принцип отражения, по моему мнению, не совсем точно обозначает сущность процессов обработки информации в живой природе. Информационному обмену больше соответствует термин отражение порождения. Виртуалы являются своеобразными информационно-управляющими пультами многоролевой деятельности человека. Таким образом, виртуал дополнительно проявляет себя как поведенческая модель индивидуального стиля человека.

Подчёркиваю: у каждой роли есть своя метафорическая голова со своей однозначной логикой. Каждый эгол специализирован, стремится реализовать только себя, что вполне соответствует понятию эгоист. Внутренний мир человека организован из соперничающих друг с другом виртуальных эгоистов, что является основной предпосылкой для лжи. Кстати говоря, «альтруист» также относится к эгоистам, поскольку настаивает на своей исключительности и праведности. Здесь мы встречаемся с принципом множественности происхождения виртуальных реальностей, поскольку у каждого эгола свой алгоритм обработки сигналов бытия в индивидуальную информацию.

Этот же принцип обусловливает синхронное взаимодействие двух логик, по которым живёт нелинейная саморегулирующаяся система «человек». По алгоритмам логики нелинейных систем (интуитивистской логики) осуществляется постановка задач одной части разума другим своим частям и поиск решений, а по алгоритмам классической логики рациональный ум даёт команду мышцам человека на конкретное действие в соответствии с предложенным решением. Выражение «ум зашёл за разум» соответствует процессу рассогласования двух логик: либо человек полностью полагается на интуицию, либо, наоборот, предельно рационализирует свою жизнь и не прислушивается к доводам интуитивистской логики. Сказанное вполне применимо к метауму-метаразуму социальных систем разного уровня развития, например: семьи, коллектива, народа, конфессии, государства.

Сознание – это, прежде всего, рефлексия. Системная причинность сознания состоит в том, что складываются интерактивные отношения между сознаниями разных ролевых «я-структур». Примером сказанному служат внутренние диалоги, постоянно присутствующие в жизни каждого человека – это разные «я» обсуждают между собой свою значимость и очерёдность появления на «сцене» жизни. Непрерывные внутренние дискуссии маленьких эгоистов между собой происходят примерно по одинаковому сценарию. Один эгол заявляет о своём желании, другой «персонаж» – о своём, третий – о своём и т.д. Спорят до принятия согласованного решения в пользу какого-то одного или нескольких объединившихся «персонажей» актуальной жизни. Каждый эгол равноправно входит в троичный элемент виртуальной системы, образованный противоположными по смыслу деятельности ролевыми парами в объединяющем третьем смысле и определяет поведение человека в зависимости от ситуации.

Необходимо учитывать вплетённость уникального человека в виртуальную реальность семьи, рода, коллектива, общества, государства, человечества. У каждого человека формируется субординантная соподчинённость каждой виртуально-ролевой подструктуры, определяющая индивидуальное и коллективное социально-ролевое и нравственное поведение. «Положительные» роли становятся позитивными аттракторами и сигнализируют о себе эмоциями и чувствами удовольствия, удовлетворения (это любовь), а «отрицательные» проявляют себя в неприятных или болевых ощущениях, приобретая характер негативных аттракторов (это страдание). Могут быть два основных варианта расходования человеком своей энергии на ролевую деятельность:

 

·                    часть ролей он выполняет в соответствии с внутренним согласием к внешним социально-ролевым и этическим требованиям (любимое дело, от которого получают удовлетворение, а энергия расходуется экономно и адекватно) – это виртуально-ролевая  согласованность и естественная усталость через какое-то время;

·                    часть ролей выполняется (часто неосознаваемо) в состоянии внутренней противопоставленности внешним требованиям – это виртуально-ролевая рассогласованность, приводящая вначале к психологическому напряжению, чувству непонятного дискомфорта, неадекватному энергообмену, усталости, срыву адаптации, а затем к психическим и психосоматическим нарушениям.

 

Наиболее дискуссионный вопрос о причинах соматических нарушений имеет вполне адекватный ответ в триалектике. Каждый орган связан с другими подсистемами организма не только биофизически, но и со смыслом социальной роли в единой матрице памяти конкретного виртуала. У человека в качестве информационно-управляющих центров действуют частично неосознаваемые модели внутренних органов, то есть, их самообразы. В процессе освоения жизни достаточно часто самообразы внутренних органов по законам синергетики неосознаваемо соединяются с самообразами неудовольствия как физиологического, так и этического регистра. Таков один из механизмов формирования действующей модели психосоматических и эгосоматических нарушений.

По принципу двойной (горизонтально-вертикальной) подчинённости позитивная или дискомфортная модель стереотипно развёртывается в ответ, как на физические факторы, так и на психологические события. Например, ощущение телесного комфорта может появиться после вкусной пищи и после приятного общения – это позитивная модель любви. Дискомфортные ощущения могут возникнуть как реакция на гастрономический эксцесс, так и на психологический стресс – это негативная модель страдания.

Некоторые телесные нарушения рассматриваются в триалектике как манифестации частично неосознаваемой виртуально-ролевой рассогласованности, которая подводит неустойчивую систему к точке раздвоения. Любое малое воздействие, например: диетическая погрешность, физическое усилие, чрезмерное требование, нравственный конфликт или даже значимо обидное слово, – может инициировать другой, болезненный вариант. При этом в целостном организме и некоторых функционально-реверсивных, то есть, имеющих механизм как прямого, так и обратного функционирования, – зонах развёртывается матрица «страдание».

Матрицы «страдания» также как и матрицы «здоровья» обеспечены своими стереотипными и закономерно взаимосвязанными механизмами, то есть, генетически обусловлены в человеческой популяции. В любом страдании переплетены социальные, психические, нейрогуморальные, гормональные, иммунные, биохимические и другие подсистемы со своим уровнем энергообмена. Эти единые механизмы работы организма индивидуально различаются в зависимости от жизненных целей и виртуальных моделей развития.

По принципу двойной подчинённости количественные различия сопровождают качественно единые функции тела. Например: поташнивание, тошнота и рвота по своей сути являются разными эквивалентами естественного механизма срыгивания пищи. Воспаление, разрушение и восстановление клеток организма закономерно проявляются при встрече с механическим, химическим или биологическим повреждающим агентом. Чувство этического дискомфорта и неприятных телесных ощущений закономерно присущи виртуалу «страдание» так же, как и чувство удовлетворения от вкусной и доброкачественной пищи виртуалу «здоровье». Соматические рассогласования манифестируют после этических событий, неадекватных индивидуальным моделям обработки смысловой информации сознанием. По этому же принципу происходит рассогласование вербального языка и языка тела в процессе ложных вербальных сообщений.

Следует подчеркнуть, что принципиально важным аспектом виртуальной триалектики является диагностика зависимостей социально-этических и соматических проявлений сознания и интуиции:

 

·                    со степенью осознания человеком согласованности или рассогласованности своей ролевой деятельности в макровиртуальной (семья, коллектив, корпорация и т.п.) системе;

·                    с виртуалами родительской семьи и ближайшего окружения;

·                    с виртуальной моделью предполагаемого будущего.

 

Страдания виртуального человека проявляются в феномене своеобразной зацикленности на несущественной, с точки зрения окружающих, этической проблеме и её телесном обрамлении. Страдание нарушает рефлексию до степени «искривлённой» критики. Все условия для подобного развития событий внутри человека есть в системе масштабирования событий.

 

Эгосоматическая медицина и мифология о страданиях и смертных грехах

 

Предлагаю постнеклассическую аргументацию новой парадигмы врачевания для той части здравоохранения и социального обеспечения, которая ориентирована, во-первых, на раннюю первичную профилактику и, во-вторых, на лечение и вторичную профилактику психосоматических заболеваний.

Известно, что целительство выделилось в специализированную социальную деятельность на ранних этапах становления всех цивилизаций. Некоторые эмпирически разработанные и апробированные методы и методики помощи больным людям дошли до наших дней. Функцию же помощи соплеменникам, страдающим по различным социально обусловленным или индивидуально детерминированным этическим причинам, взяли на себя служители культа. Это разделение функций помощи при болезни или при страдании продолжает существовать и поныне. Поэтому вполне логично, что в ортодоксальной и психосоматической медицине, оперирующих психофизиологической обусловленностью здоровья в парадигме причинно-следственных отношений, – духовные и нравственные категории расцениваются как эпифеномены социальной деятельности человека. Врачи и медицинские психологи классической научной школы при объяснении процессов жизнедеятельности человека пользуются разными линейно-плоскостными схемами абстрактных уровней, например: биохимический уровень – соматический уровень – физиологический уровень – психический уровень – метаиндивидуальный (социальный) уровень и другие уровни. Это позволяет целенаправленно проводить детализированные исследования подсистемных элементов и многоуровневый математический анализ.

Нравственные категории выведены за скобки не только в медицинских, но и связанных с темой здоровья различных классификационных схемах. Например, в Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детально перечислены функции и структуры организма, активность и участие человека в социальной жизни, факторы окружающей физической и социальной среды [19]. Но отсутствует даже упоминание о нравственных аспектах жизни человека. В научной среде как бы не замечаются эмпирически проверенные наблюдения религиозных деятелей о том, что разные нравственные поступки обладают собственной не только индивидуальной, но и групповой психофизиологией (выше уже об этом говорилось на примере коллективного виртуала «здоровье – болезнь» у моряков в дальнем походе).

Назову некоторые нравственные категории, обладающие патологической инвариантностью телесных проявлений и воздействующих по принципу «капля камень точит», это: страх, зависть, гордыня, вина истинная и ложная, угодливость, религиозная нетерпимость, страсть к порядку, этический вампиризм, феномен делания добра другим, аддикция к конфликтам, отсутствие конструктивной программы жизни и т.д.

Естественнонаучная концепция эгосоматической медицины основана на этической обусловленности психосоматического здоровья. Это позволяет навести реальные мосты между двумя многоуровневыми виртуальными системами: религиозно-культурной мифологией социума и здоровьем как виртуальным состоянием конкретного человека. При написании данной статьи автор не ставил себе задачу провести подробный сравнительный анализ принципиальной согласованности концепции этических и соматических соотношений с канонической мифологией о смертных грехах и тесной взаимосвязанности душевных страданий человека с его телесными дисфункциями. Отмечу лишь фрагменты этой темы.

По моему мнению, в буддийской философии в наибольшей степени освещены тесные взаимозависимости критериев «страдание», «глупость и невежество» как основных причин несчастий и болезней, а принцип «правильности» как путь к здоровью и долголетию. В буддизме признаётся существование нескольких уровней сознания человека, не сводимых друг к другу (т.е. инвариантных). Это даёт возможность иметь дело с типами психических событий, принципиально не ухватываемых западной психологией: существующих только в актуальной форме, кардинально трансформирующихся в своём развитии, целенаправленно регулирующих соматические процессы и т.п. [3, С. 29]. Буддизм в качестве религии и практики народных масс объединяет большинство населения Земли. В пользу эмпирической достоверности религиозных буддистских положений свидетельствует самый простой логический довод: поскольку идея обладает свойствами живучести, порождаемости и воспроизводимости в течение двух с половиной тысячелетий, то она, по-видимому, является телесной реальностью для тех, кто в неё верит.

Принципиальная согласованность научных положений эгосоматической медицины и эмпирических постулатов христианской религии содержится в понятиях о троичности и смертных грехах. О виртуальной троичности как системной целостности изложено в данной статье. Обратимся к христианской религии. Святая Троица – символ целостности. Академик Б. В. Раушенбах в исследовании «Логика Троичности» посредством векторной математики и с позиций формальной логики доказал логическую непротиворечивость структуры Святой Троицы. Его вывод прост: триединство есть структурно логическое свойство любого явления. Оно одновременно обладает свойствами, как «части», так и «целого». Количественной мерой упорядоченности триединой системы служит «золотое сечение», выражающее отношение между меньшей и большей частью целого (0,618...), а также между целым и большей частью (1,618...), т.е. 1:0,618 – 1,618 [20].

Молитва как метод эффективной самопомощи (языком лингвистики – перформативное высказывание, направленное на самого себя: развертывание данного замечания – отдельная тема) соединяет в себе этическую и физиологическую компоненты страдающего человека. В процессе внутреннего интерактивного общения эголов личности осуществляется психофизиологическая самонастройка системы «человек» на договорный вариант развития виртуального человека. Если экстраполировать объяснение эффективности внутренних интеракций вовне, то становятся понятными известные феномены, например, такие как импринтинг и его антипод – феномен изгнания белой вороны из стаи чёрных ворон. Сюда же можно отнести феномен приобретения удивительной похожести дружных супругов в процессе длительной жизни, а также формирование характерных признаков коллективной телесности в контактной социальной группе.

Продолжу экстраполяцию феноменов интерактивных контактов на макровиртуальный уровень. Обращаю внимание читателя на проблему здоровья нации и государства. Человек обладает, как минимум, тремя структурно-динамическими качествами: телесностью, сознанием и волей, функционирующих по двум основным вариантам – здоровье и болезнь. Виртуальное государство – живой метавиртульный «макрочеловек», в котором конкурентно и взаимодополняюще развиваются события, в чём-то аналогичные процессам здоровья и болезни индивидуального виртуального человека.

Телесность государства – его территория с природными ресурсами и население, воспроизводящее себя, производящее и потребляющее продукты материально-технического и сельскохозяйственного производства. Сознание государства – его информационная и интеллектуально-культурная сфера. Воля государства – его нравственная и духовная способность осуществлять конструктивную внутреннюю и внешнюю политику через свои властно-правовые и общественные структуры.

Здоровье нации является непременным условием здоровья виртуального государства. В противном случае возникают макроструктурные страдания и болезни. «Правильные» болезни государства развиваются тогда, когда нет того или иного ресурса для питания телесности. Прибегну к известной метафоре человека. Например, если в организме человека не хватает витамина С, то человек заболевает тяжёлым недугом - цингой. Бывают болезни из-за травм или в результате встречи с вирусом – это все «правильные» болезни.

Увеличим масштаб: «правильные» болезни страны развиваются при отсутствии необходимых минеральных ресурсов или из-за стихийных разрушений, или нападения врага. Думаю, что дополнительных пояснений не требуется.

«Неправильные» болезни возникают тогда, когда всё, включая разнообразные ресурсы, в государстве есть, а здоровья нет. Это сопоставимо со страданиями виртуального человека от недостаточного развития сознания и воли. Как в известном мультфильме про кота Матроскина. Вспомните его рассуждения перед почтальоном Печкиным по поводу того, что пёс Шарик купил себе на зиму спортивные кеды вместо валенок: «... средств-то у нас достаточно... у нас мозгов не хватает...».

Так же и в обществе: «неправильная» одновекторная модель здравоохранения, ориентированная только на болезнь, действует автоматически и как бы автономно при активной поддержке производителей двух типов. Одни фирмы выпускают «отраву» – дорогостоящие наркотические, алкогольные и пищевые «приманки». Другие фабрики делают противоядия – лекарства, приборы, методы лечения и оздоровления. Обществу внушается вроде бы самое простое и понятное объяснение: «Когда будет больше денег у государства, тогда будет больше возможностей у здравоохранения, и тогда будет здоровей народ». – Идея тупиковая сама по себе, потому что ориентирована не на предмет заботы – здоровье человека, – а на его суррогат, на деньги, которых всегда мало, и на которые, как всем хорошо известно, здоровья не купишь.

Стереотипно декларируется профилактическая направленность российской медицины, но оплачивается лечение болезней. Врачи вопреки своему основному предназначению – помочь человеку правильно «осваивать» болезнь, – финансово заинтересованы в увеличении числа больных, а не в профилактике болезней. Всё те же феномены имитации смысла.

Поэтому и путь к здоровью нации должен быть адекватным общенациональному страданию: демифологизация «инфантильного» социального сознания и активация позитивной воли к обретению подлинной духовности для совершенствования собственной телесности и формирования сознания взрослого человека.

Проблему физического здоровья населения Российской Федерации нельзя рассматривать изолированно от других проблем. Более того, учёные, исследовавшие динамику уровня здоровья, рождаемости и смертности в России сравнительно с другими странами отмечают, что одними экономическими факторами невозможно объяснить парадоксальность некоторых биологических (заболеваемость, смертность) и социальных (самоубийства, преступность, алкоголизм, наркомания и т.д.) аномалий. Установлено, что процессы жизненной устойчивости населения на 84% зависели от духовного состояния общества (качество жизни) и на 16% от материальных условий (уровень жизни).

В результате многолетних исследований И. А. Гундаровым с соавт. было установлено действие закона духовно-демографической детерминации. Это закон Гундарова-Деева-Пронина, который гласит: – При прочих равных условиях улучшение (ухудшение) духовного состояния общества сопровождается снижением (ростом) заболеваемости и смертности [21]. – Накопленные материалы привели И. А. Гундарова, использовавшего категорию смертных грехов (т.е. грехов, приводящих человека к смертельной болезни), к ряду фундаментальных выводов, основанных на выявленной закономерности (привожу только касающиеся основной темы данной работы):

 

·                   духовные влияния действуют постоянно, они могут быть как разрушительными, так и созидательными (увеличение жизненного потенциала нации);

·                   сила психического воздействия обладает большой интенсивностью, его влияние способно обеспечить почти двукратное изменение уровня здоровья;

·                   латентный (скрытый) период между началом действия духовных факторов и их результатом варьирует в пределах одного года, что позволяет говорить о существовании в населении сверхбыстрых демографических реакций.

 

Предлагаю внимательно отнестись к цитируемой работе И. А. Гундарова, потому что в ней разрушается общественный миф о как бы раздельном проживании человека в биологической, социальной, культурной, нравственной и духовной сферах.

Более того, выявленные автором данной публикации закономерности индивидуальных эгосоматических соотношений при экстраполяции их на макроуровень социума отчётливо и почти что тождественно соотносятся с законом духовно-демографической детерминации И. А. Гундарова и соавт. Обе научные работы обосновали смысл приоритетности духовно-этических критериев в индивидуальном и коллективном онтогенезе человека и государства. Синтез двух независимых друг от друга, и, одновременно, согласованных по результатам исследований работ позволяет уже сейчас инициировать процесс создания эгосоматической медицины здоровья.

Резюме

После логического сжатия изложенных в работе основных идей и результатов можно обоснованно предполагать, что медицина будущего станет эгосоматической медициной здоровья тогда, когда она действенно включит в сферу своих профессиональных интересов интеллектуальные, культурные, духовные, этические компоненты жизни человека в его социальном окружении. В этом варианте рациональная мечта большинства людей о крепком здоровье действенно реализуется в виртуальном процессе, который Ювеналий давным-давно облёк в простую формулу здоровья: «В здоровом теле здоровый дух, а дух здоров у того, кто молится».

В знаменитом девизе сопряжены обязательные элементы естественного виртуала добродетельного человека, это: телесность – «в здоровом теле», воля – «здоровый дух» и разум – «у того, кто молится».

Можете начать с себя, уважаемые коллеги!

 

Литература и примечания

(ко всему разделу)

1.    Фрейд З. Психология бессознательного: Сборник произведений: Пер. с нем. М.: Просвещение, 1990.

2.    Эгол – [лат. ego я + греч. oligos немногий] авторский неологизм для обозначения специализированных «я-структур», что сопоставимо с понятием «субличность». Они (эголы) функционируют в системе «человек» как относительно устойчивые структурные элементы социальных и профессиональных статусов, межличностных отношений и личностных качеств человека. (Г. Ю.)

3.    Носов Н. А. Виртуальная психология. - М.: «Аграф», 2000.

4.    К ним я отношу: а) конструкты дуализма: «материальное – идеальное», «тело – душа», «сущность – явление», в которых вторую половину (идеальное, душа, сущность) измерить нельзя из-за отсутствия объекта измерения; б) безальтернативную диалектику классической логики, сконцентрированную в дилемме «или – или, а третьего не дано»; в) распространённый и эмпирически понятный миф о целостности человека. Эти простые логические построения традиционно входят в методы манипулирования сознанием масс для достижения разнообразных целей. (Г. Ю.)

5.    Юрьев Г. П.: а) Виртуальный человек в экстремальных условиях. М., 2000; б) Методологические и прикладные аспекты проблемы психосоматического здоровья и медико-психологической реабилитации плавсостава ВМФ: Дис. ... д-ра мед. наук. М.: ГНИИИ ВМ МО РФ, 2000; в) Мировоззренческие основы виртуальной медицины // Здоровье человека: Социогуманитарные и медико-биологические аспекты. М.: Ин-т человека, 2003; г) Юрьев Г. П., Юрьева Н. А., Лебедь Е. И. Виртуальная этика здоровья и страданий человека. М.: Наука, 2004.

6.    О физико-химических процессах более корректно говорить как о функции. Пожалуй, термин функция можно использовать для описаний так называемых низших уровней биосистем. Понятие смысл соответствует алгоритмам действий разумных систем. В таком понимании и функция, и смысл по своему значению эквивалентны в трилеммах и объединяют все живое на Земле. (Г. Ю.)

7.    Стёпин В. С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2000.

8.    Пономаренко В. А. Размышления о здоровье (Круг чтения). М.: Издательский Дом «МАГИСТР-ПРЕСС», 2001.

9.    Бройтигам В., Кристиан Р., Рад М. Психосоматическая медицина: Кратк. учебн. / Пер. с нем. М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999.- С. 9.

10.                      Там же.- С. 12.

11.                      Там же.- С. 13, 16-17.

12.                      Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. М.: «Культура», 1994.- С. 279 - 286.

13.                      Kuhn M., Mc. Partland T. An empirical investigation of self-attitudes //American Sociological Review.- 1954,V.19, N1.

14.                      Проективно-аналитический комплекс «Пиктополиграф «ЭГОСКОП» (см. http://www.egoscop.ru).

15.                      Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности.- М.: Педагогика, 1986.

16.                      Шевелев И. А. Психофизиология сенсорных процессов // Основы психофизиологии: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1997. С. 56.

17.                      Вартанов А. В., Лосик Г. В., Сыромятников С. Н. Особенности репрезентации реального и виртуального пространств у лиц с нормальным зрением и слепых //Психологический журнал.- 1998, Т. 19, № 2.- С. 51 - 60.

18.                      Костандов Э. А. Психофизиология бессознательного // Основы психофизиологии: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1997.- С. 220-243.

19.                      Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья // Медицинская реабилитация (научно-практический журнал). -  2003, № 1. - С. 4 - 9.

20.                      Цит. по: Арменский А., Кочубей С., Устюгов В. Экономика виртуальная и реальная: Какой ВВП будем удваивать? // Общество и здоровье.- 2003, № 3 (3).- С. 27.

21.                      Гундаров И. А. Демографическая катастрофа в России: причины, механизм, пути преодоления. - М.: Эдоториал УРСС, 2001.

 

 

 

119992, Москва, Россия, Волхонка 14/1 строение 5, Центр Виртуалистики Института человека РАН



Разработано yans.ru